Невская Светлана Сергеевна
Доктор педагогических наук по специальности 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики образования» (2006) , доцент (1992), ведущий научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования РАО». Член Правления Российской макаренковской ассоциации, член Правления Международной ассоциации А.С. Макаренко, Председатель секции «А.С. Макаренко и трудные подростки» Российского педагогического общества.
Эл.п.: nevskajasweta@yandex.ru
Научная биография
Окончила филологический факультет Коломенского государственного педагогического института (1971).
В 1971-1974 гг. работала учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе.
С 1974 г. - на научной работе в системе АПН СССР - РАО.
С 1981 по 1986 гг. руководила работой по формированию корпуса текстов к изданию Педагогического собрания сочинений А.С. Макаренко в 8-ми тт.
С 1987 по 1990 гг. являлась научным консультантом по подготовке к изданию на немецком языке Педагогических сочинений А.С. Макаренко в ГДР (Берлин, издательство «Volk und Wissen»).
В 1987 г. окончила годичную аспирантуру в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР.
В 1988 г. защитила кандидатскую диссертацию.
С 1989 г. осуществляет международные научные поездки (стажировка в Германии, международные конференции и симпозиумы) в Берлин, Марбург, Люнебург (Германия), в Варшаву (Польша), Полтаву, Кременчуг, Крюков (Украина).
В 1989 г. принимала участие в Международном макаренковском симпозиуме «Современное состояние и перспективы макаренковедения» (ФРГ).
В 1993 г. прошла научную стажировку в Марбургском университете (ФРГ).
В 1993 и в 1995 гг. – участвовала в работе 3 Европейского конгресса ИВКО (Люнебург, Берлин).
В 1995 г. – руководила педагогической практикой (в Институте развития личности РАО и детском доме №8) студентов педагогического факультета Люнебургского университета Михеля Фрелих и Ирене Скробенек. На основании изучения практики преподавания гуманитарных предметов в Марбургском и Люнебургском университетах (ФРГ) проводила педагогическую работу, разрабатывала и читала курсы по гуманитарным дисциплинам.
С 1992 по 1998 гг. – руководитель научной группы по изучению наследия А.С. Макаренко в Институте развития личности Российской академии образования.
С 1998 г. – старший научный сотрудник лаборатории гражданского воспитания.
В 2006 г. защитила докторскую диссертацию.
С 2007 г. по 2012 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории теории и методов воспитания Учреждения Российской академии образования «Институт семьи и воспитания».
Являлась членом двух диссертационных советов: с 2007 в Гос. НИИ семьи и воспитания РАО, с .2010 – в Академии управления МВД России.
С 1 ноября 2012 г. – ведущий научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» Российской академии образования. С 2015 г. - ведущий научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
С ноября 2012 г. по март 2019 г. проводила работу по созданию Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткинав ФГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования РАО.
С 2012 г. по плановой работе «Антология российской педагогической мысли» лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ ИСРО РАО подготовила к изданию авторские тексты, комментарии, вступительные статьи по творчеству представителей отечественной педагогической мысли с древних времен до конца ХVIII в. (2012-2015 гг.), по творчеству А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, Л.Н. Толстого и Н.Г. Чернышевского (2016-2018 гг.). В 2019 г. проводит аналогичную работу по творчеству П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и Н.А.Бердяева.
Научная деятельность
Целенаправленно исследует актуальные проблемы истории отечественного образования, закономерностей воспитания, вопросы трудового, правового и гражданского воспитания личности.
В публикациях раскрывает психолого-правовые основы гражданского воспитания, исследует проблему психологического времени и пространства личности, самосознания личности, педагогического мастерства, нравственности, этики, морали.
Основные результаты исследований состоят в:
- в анализе педагогической системы и методики организации воспитательного процесса А.С. Макаренко и его последователей;
- в разработке проблем трудового воспитания и его влияния на социальное самоопределение личности в современных условиях (на примере исторического опыта А.С. Макаренко, С.А. Калабалина, С.Т. Шацкого и др.);
- в исследовании «законов», «закономерностей» и «принципов» воспитания в отечественной педагогике;
- в выявлении традиций российского среднего профессионального (политехнического) образования учащихся;
- в раскрытии роли детского дома, семьи и школы в социализации и воспитании детей «группы риска»;
- в выявлении психолого-правовых основ гражданского воспитания личности.
По перечисленным проблем внесены в педагогическую науку новые оригинальные идеи. Теоретические разработки получили высокую оценку научной общественности в России, в ФРГ и других станах.
Научные интересы в области исследования следующих жизненно важных для государства и общества проблем:
- Педагогическая система А. С. Макаренко до сих глубоко в полном объеме теоретически не представлена в отечественной и мировой педагогике. Данная система имеет глубокие исторические корни и её воссоздание в теоретическом и практическом плане является в настоящее время наиболее актуальной задачей.
- Назрела острая необходимость в совершенно новой системе воспитания, которая учитывала бы отечественный новаторский опыт и давала бы ориентацию на общечеловеческие нравственно-ценностные ориентиры, применимые сегодня в новых (капиталистических) условиях жизнедеятельности подрастающего поколения.
Публикации
Опубликовала 7 монографий, более 180 научных и научно-публицистических статей и очерков.
Научный редактор, составитель, автор примечаний, комментариев, вступительных статей следующих академических изданий и публикаций на немецком языке:
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. (М., 1983-1986, т.5- 8) (в соавт.: указатели имен, персонажей, сводные указатели, алфавитные указатели, библиография).
- Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким. (Марбург, 1990, на русском и немецком языках.) (в соавт.).
- Неизвестный Макаренко /19-ть выпусков серии «Неизвестный Макаренко» (М., № 1, 1993 - № 19, 2009).
- Переписка А.С. Макаренко с двумя читательницами (1938-1939) /Опускула макаренкиана. - № 15. – Марбург. 1995. – 76 с. На русском и немецком языках. (в соавт.).
- Ты научила меня плакать... (переписка А.С. Макаренко с женой. 1927-1939) в 2 тт. (М., 1994) (в соавт).
- Переписка А.С. Макаренко с двумя читательницами (1938-1939). // Опускула макаренкиана. № 15. Марбург,1995, (на русском и немецком языках) (в соавт.).
- Переписка Г.С. и А.С. Макаренко с сыном (1927-1939 гг.). (Марбург, 2001) (в соавт).
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма (М.: ИТРК, первое издание -2003, второе издание - 2014).
- Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. (М. 2006).
- Макаренко, альманах // Народное образование, № 2, 2010; № 1, 2011; № 2, 2011; № 2, 2012).
- Макаренко А.С. Педагогические поэмы: «Флаги на башнях», «Марш 30 года», «ФД-1» (М., 2013).
- Макаренко А.С. Книга для родителей (М., 2014).
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма» / Полная версия / М, 2018).
- Макаренко А.С. Книга для родителей (М., 2019).
В 2017 - начале 2019 гг. опубликованы следующие научные статьи и монографические исследования:
- Формирование самосознания воспитанников в процессе стимулирования трудовой деятельности / Монографическое исследование // Воспитание в школе, №5-6, 2016/2017. Редактор выпуска С.С. Невская и др. - М.- С. 9-73.
- А.С. Макаренко о воспитании детей в семье // Воспитание в школе, №5-6, 2016/2017. // Редактор выпуска С.С. Невская и др. - М. - С. 97-128.
- А.С. Макаренко и А.Ф. Лазурский: психолого-педагогический анализ личности в условиях деятельности // Социальная педагогика, №4-5, 2016/2017. // Редактор выпуска С.С. Невская и др.– М. - С. 72-76.
- Истоки и социальная направленность концепции гражданского воспитания личности А.С. Макаренко // Социальная педагогика, №4-5, 2016/2017. // Редактор выпуска С.С. Невская и др. - М. - С. 57-63.
- Новые концептуальные подходы к изучению наследия А.С. Макаренко // Социальная педагогика, №4-5, 2016/2017. // Редактор выпуска С.С. Невская и др. - М.- С .24-28.
- Историко-педагогические представления о законах, закономерностях и принципах воспитания в отечественной педагогике первой половины ХХ века // Журнал педагогических исследований. М.: ООО Научно-исследовательский центр Инфра. - Том 2. № 2, 2017. – С. 30-41.
- Передовой отечественный опыт трудового воспитания в 1920-е годы // Журнал педагогических исследований. - Том 2. № 4, 2017. – С. 36-58. В соавторстве.
- Януш Корчак – учитель учителей. // Народное образование, №1-2, 2017. – С. 181-190.
- Проблема самосознания личности в педагогике А.С. Макаренко (Психологическое время личности). / Монографическое исследование.- М.: Педагогическое общество России. 2017. – 64 с.
- Выдающиеся педагоги ХХ века: Антон Семенович Макаренко, Семен Афанасьевич и Галина Константиновна Калабалины // Калабалин, Семен Афанасьевич. Педагогические размышления: сборник /сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – Москва: ЮСТИЦИЯ. 2017. - С. 458-472.
- Формирование социально-педагогических воззрений А.С. Макаренко // Журнал педагогических исследований. - Том 2. № 3, 2017. –С. 27-45. 1 п.л.
- «Оставьте меня детям». (Новое издание произведений Януша Корчака // Журнал педагогических исследований. - Том 2. № 5, 2017. – С.157-172.
- Из истории создания Академии педагогических наук РСФСР. Журнал: // Журнал педагогических исследований. Том 2, № 6. 2017. С.1-12 .
- . «Оставьте меня детям». Новое издание произведений Януша Корчака. Журнал: // Журнал педагогических исследований. Том 2, № 5. 2017. С.157-172.
- Н.Г.Чернышевский – центральная фигура в русской социальной мысли 1860-х годов // Народное образование. №8-9, 2018. С.181-192.
- А.С. Макаренко и К.Д. Ушинский о педагогической технике и мастерстве воздействия на личность // ж. Педагогическое образование и наука. №2, 2018. С.64-68..
- Гуманистическая направленность педагогической мысли в творчестве Л.Н. Толстого // Народное образование, №10, 2018. С.173-184.
- Тенденции воспитания в трудах российских педагогов и мыслителей конца XVIII - первой половины ХIХ вв. // Журнал: // Журнал педагогических исследований. Том 3, № 5. 2018.
- Проблема технологии в педагогической системе А.С. Макаренко // Народное образование. № 6-7, 2018. С. 134-145.
- Деятельность А.С. Макаренко по созданию коллектива колонии им. М. Горького / К 130-летию Антона Семеновича Макаренко / Вестник Образования России. №9, 2018. С. 70-76.
- История Отечества через призму судеб её достойных граждан: незабываемая дружба с Маргаритой Дмитриевной Виноградовой. Журнал: // Журнал педагогических исследований. Том 3, № 1. 2018. С. 162-180.
- А.С. Макаренко о проблемах воспитания в семье. Монография. – М.: Педагогическое общество России. 2018. – 80 с.
- «Поэма всей моей жизни….». Вступительная статья / Макаренко А.С. Педагогическая поэма» / Полная версия / сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 640 с. С.5-30.
- Дискуссионные вопросы о личности и педагогическом наследии А.С. Макаренко / Сб. материалов Международной научно-практической конференции «Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования» 18-19 июня 2018 г. – Москва. (Эл. вариант.)
- Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский. Посвящается 100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского (1918-1970) //Журнал: // Журнал педагогических исследований. Том 3, № 6. 2018. С. 105-116.
- В соавторстве с Меттини Э. Система перспективных линий в педагогическом опыте А.С. Макаренко. Perspective lines system in A.S. Makarenko’s pedagogical experience/ [Текст]// Журнал SdPTCONICIT — Espacios. объем 11 страниц (Scopus). На английском языке.
- Преемственность дореволюционного и советского школьного образования в педагогической системе А.С. Макаренко (к 130-летию со дня рождения) // Журнал «Педагогика», №12. 2019.
- А.С. Макаренко о воспитании детей в семье. Вступительная статья. // Макаренко А.С. Книга для родителей / Сост., автор вступ. ст. и примеч. С.С. Невская. – М.: Академический проект, 2019. 339 с. – С.6-49.
Награды
(государственные и ведомственные /отраслевые/, почетные грамоты, благодарности и др. знаки отличия):
- Медаль №27 А.С. Макаренко «За педагогическую доблесть» (4 апреля 2006 г.).
- Медаль Российской академии образования имени М.Н. Скаткина (17 июня 2015 г.).
- Почетная грамота Министерства Образования Российской федерации (Приказ от 09.04. 2004, № 13-86).
- Почетная грамота Академии педагогических наук СССР (16.07. 1987, № 691). Почетная грамота НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (14.01.1986). Почетные грамоты профсоюзной организации НИИ общих проблем (28.10.1980 и 1981 гг.).
- Почетная грамота за научное руководство в подготовке студентов к конкурсу студенческих работ (НГОУ «Московский экономико-финансовый институт», 2005 г.).
- Благодарность «За продолжительную безупречную работу, личный вклад в развитие педагогической науки и в связи с 60-летием Российской академии образования» (2003 г.).
- Благодарность «За доблестный труд и в связи с юбилеем» (2008 г.);
- Благодарность за примерное служение Отечеству, высокополезные труды на поприще просвещения и значительный вклад в развитие образования, науки, творчества и культуры от Российского Императорского Дома (Подписано в Мадриде 8 ноября/21 ноября 2018 года главой Р.И.Д. - Е.И.В. Великой княгиней Марии Владимировной), 2018 г.
- Значок «Макаренковец» (коллектив ЦО № 656, 2011 г.).
- Ветеран труда - 11.06.2004 г., № серии 6992378.)