ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.А. КОНСТАНТИНОВА - З.И. РАВКИНА (Руководитель: М.В. БОГУСЛАВСКИЙ)

Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
hist2001@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководителем Научной школы является Михаил Викторович Богуславский, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО. Им опубликовано более 1200 научных и научно-публицистических работ, из них 25 монографий.

Членами Научной школы являются более 30 историков педагогики. Непосредственными преемниками в развитии научной школы являются ученики З.И. Равкина: доктора педагогических наук, профессора: В.И. Адищев (Пермь), Н.А. Асташева (Брянск), Н.Ф. Басов (Кострома), М.А. Захарищева (Глазов), И.Д. Лельчицкий (Тверь), В.Г. Пряникова (Москва), В.И. Ревякина (Томск), И.З. Сковородкина (Москва) и др.

В исторической динамике развития Научной школы есть основания выделить семь поколений ученых. Непосредственным учителем Н.А. Константинова был известный отечественный историк Ю.В.Готье (1873–1943), в свою очередь, являвшийся учеником В.О.Ключевского (1841–1911). Это обогащает родословную Научной школы, вводя ее в контекст великой русской исторической школы В.О. Ключевского.

Родоначальником Научной школы является академик АПН РСФСР Николай Александрович Константинов (1894– 1958), который плодотворно разрабатывал теоретические основы историко-педагогической науки, расширил проблематику и модернизировал методы её исследований. Всего Н.А. Константиновым опубликовано свыше 250 работ. Он автор (совместно с Е.Н. Медынским и М.Ф. Шабаевой) базового учебника для педагогических институтов «История педагогики», выдержавшего пять изданий с 1956 по 1982 г.

Академик РАО Захар Ильич Равкин (1918–2004) на протяжении всей научной деятельности особое внимание уделял разработке проблем методологии истории педагогики. За 60 лет плодотворной научно-исследовательской деятельности им было опубликовано 270 научных работ, в том числе 9 монографий.

Основные положения, на которых базируется Научная школа и направления ее деятельности: превалирование проблемного подхода над хронологическим; междисциплинарный характер историко-педагогических исследований; центрация историко-педагогических исследований на актуальных аспектах развития современного отечественного образования и педагогической науки; сочетание научности с эмоционально-художественным, публицистическим стилем изложения историко-педагогических событий, разработка методологических и теоретических подходов к изучению истории образования.

За период развития Научной школы в ней было подготовлено 42 доктора и 156 кандидатов педагогических наук, специализирующихся в научной области истории педагогики и образования.
Членами Научной школы создан ряд фундаментальных монографий, вошедших в золотой фонд историко-педагогических исследований. Всего опубликовано более 50 персональных и 44 коллективных монографии, в которых рассмотрены актуальные проблемы истории образования и педагогической науки.

Наиболее существенные современные достижения сообщества Научной школы: обновление методологической базы историко-педагогических исследований; комплексное изучение и трактовка развития отечественной школы и педагогики в русле всемирного историко-педагогического процесса и др.

Основным механизмом преемственности поколений школы является Научный совет по истории образования и педагогической науки при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (председатель М.В.Богуславский). За период его деятельности с 1985 г. была проведена 31 сессия Научного Совета. Научный совет является признанным и действенным центром развития отечественной историко-педагогической науки.

Новости научной школы

 

9 (19) июня 2019 г. исполнилось 350 лет Леонтию Филипповичу Магницкому (1669-1739) - замечательному российскому просветителю, религиозному мыслителю и педагогу, первому русскому учителю математики, автору знаменитого учебника «Арифметика, сиречь наука числительная».

 К 350-летию Л.Ф.Магницкого опубликована статья "«Врата учености» Леонтия Магницкого" заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Михаила Викторовича Богуславского в независимом педагогическом издании «Учительская газета»  №23 от 04 июня 2019 года:

Magnickii 350

  Предтеча Ломоносова

Все биографы и исследователи стойкого жизненного пути и подвижнической деятельности Леонтия Магницкого отмечали символичное и почти мистическое совпадение его первоначальной судьбы и движения в науку с планидой русского гения Михаила Васильевича Ломоносова. Понятно, что со сдвигом в 40 лет и в иных исторических обстоятельствах. И все же…

Леонтий родился в Осташковской патриаршей слободе Тверской губернии на берегу озера Селигер возле монастыря Нило-Столобенская пустынь. С детства он лицезрел монашескую жизнь, протекающую в непрестанных молитвах и трудах, органично впитал их духовно - нравственные устои.

Его отец - крестьянин Филипп по прозвищу Телятин или Теляшин (крестьяне не имели фамилий). С юных лет Леонтий работал с отцом на пашне. Современники отмечали исключительное трудолюбие будущего математика, сызмальства «кормившего себя работаю своих рук». Но, главное, его непреодолимо тянуло к знаниям. Безусловно он, как и Михайло Ломоносов, был ярко выраженным самородком, щедро одаренным от природы.

  Подробнее на сайте Учительской газеты: http://ug.ru/archive/79469


03.06.2019гВышла в свет иллюстрированная Антология по истории древней Греции и древнего Рима (Издательство "Русское слово", 2019 г.). Авторы-составители - сотрудники Лаборатории истории педагогики и образования В.К. Пичугина и В.Г. Безрогов. В антологии представлены фрагменты переводов античных греческих и латинских сочинений, посвящённых воспитанию и обучению подрастающих поколений. Ряд переводов публикуются на русском языке впервые. Источники в антологии подобраны и сгруппированы таким образом, чтобы представить античный город как совокупность образовательных пространств.  В книгу включён обширный комментарий, объясняющий описания педагогических практик, размышления, советы, идеи, высказанные по их поводу и сохранившиеся до наших дней. Пособие предназначено преподавателям дисциплин "Педагогика", "История педагогики", "История философии", "История культуры" и даже "История религии" и др., докторантам, аспирантам, магистрантам, бакалаврам педагогических и других гуманитарных специальностей, а также всем интересующимся становлением и развитием древних педагогических традиций.

Antologiya OBL Fin 26022019 page 0001

Дополнительная информацию о книге размещена на сайте Издательства


С 14 по 15 марта 2019 г. в г. Саранске проходила международная научно-практическая конференция, посвященная 155-летию выдающемуся просветителю мордовского народа Макару Евсевьевичу Евсевьеву.

  Организаторами конференции выступили Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева и Мордовский научный центр Российской академии образования.

  Участниками конференции стали более 300 преподавателей и студентов Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, руководители регионального образования, директора образовательных организаций, учителя.

  В центре внимания участников конференции находилось современное состояние науки; актуальные направления и тенденции развития научно-исследовательской работы вузов; проблемы совершенствования исследовательской базы, повышения значимости интеллектуального капитала, как важнейшего фактора инновационного развития науки, результативности и применимости научных исследований.

  С приветствием Президента РАО Юрия Петровича Зинченко к участникам конференции обратилась Светлана Николаевна Чистякова, академик - секретарь отделения профессионального образования РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.

2019 03 15 12 4 42 бмв саранск осмоловская

  На пленарном заседании с докладом «Стратегические тенденции развития высшего образования» выступили Михаил Викторович Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО и с докладом «Стратегии развития образования в России: прогнозы и реальность» Ирина Михайловна Осмоловская, заведующая лабораторией дидактики и философии образования Института, доктор педагогических наук.

  Так же М.В. Богуславский провел Форсайт-площадку «Образование и педагогика в ближайшем будущем: как объединить инновации и традиции», а И.М. Осмоловская - Брейнсторминг «Диссертационное исследование по педагогике: современный вектор развития».

  Программа конференции была очень насыщенной и включала работу 26 секций, научных объединений, семинаров, круглых столов, тренингов, дискуссионных площадок. Была организована работа ряда научных школ для молодых ученых.

53392834 2601689943239330 278929377082107494 o

  Конференция оказалась в центре внимания региональных телевизионных СМИ. Информацию об участии наших коллег можно посмотреть по ссылке


14.05.2019г. Обращаем Ваше внимание на статью "Педагогический авангардизм Павла Блонского"(к 135-летию со дня рождения) заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Михаила Викторовича Богуславского в независимом педагогическом издании «Учительская газета» № 20 (2019)г.

  "В плеяде выдающихся российских ученых – педагогов и психологов рельефно выделяется Павел Петрович Блонский (14 (26) мая 1884 - 15 февраля 1941). Впечатляюще написал о нем Симон Львович Соловейчик: «От портрета Блонского в большом свитере с воротником под самый подбородок невозможно оторваться. Во взгляде его – и воля, и мягкость, и как-то сразу видно, что это очень талантливый человек»".

Blonskii 135

"Психолог из детства

  Осмысливая жизнь и судьбу Павла Петровича Блонского, следует отдать должное его яркой личности, удивительной целеустремленности, поразительной работоспособности, безграничной вере в свою миссию, в особую избранность. Он прекрасно осознавал масштаб и калибр своего гениального дара.
  Как педагог П.П. Блонский все характерные черты личности выводил из особенностей ее формирования в детском возрасте. Это кредо в полной мере относится и к нему самому. Вглядываясь в детские и отроческие годы Павла, проведенные в Киеве на покрытой тополиным пухом тихой Ивановской улице, приходишь к выводу, что судьба как будто специально создавала все условия, чтобы выковать его очень сильный и равно непростой характер"...

 Подробный текст статьи на сайте Учительской газеты


17.04.2019г. На официальном сайте Российской академии образования размещена новостная статья "Российская педагогика: славные имена и выдающиеся концепции". В статье сообщается, что в записи программы «Что делать» на телеканале «Россия — Культура» приняли участие президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко 

20190417 Зинченко Российская педагогика славные имена выдающиеся концепции

и сотрудники Института стратегии развития образования РАО: член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Михаил Викторович Богуславский

20190417 Богуславский Российская педагогика славные имена выдающиеся концепции

доктор педагогических наук, Советник директора по научной этике Яков Семенович Турбовский

20190417 Турбовской Российская педагогика славные имена выдающиеся концепции

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Игорь Юрьевич Синельников.

20190417 Синельников Российская педагогика славные имена выдающиеся концепции

  Ведущий, политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Товиевич Третьяков и участники программы за круглым столом не только обсуждают тему передачи, но и предлагают пути решения общественных проблем.

Что делать Российская педагогика славные имена выдающиеся концепции

  "В последнее время мы привыкли к тому, что все «передовые педагогические концепции» приходят к нам с Запада. Между тем, российская педагогика дала стране выдающихся теоретиков и практиков педагогики с их оригинальными педагогическими концепциями, признанными во всём мире, но забытыми или намеренно забываемыми у нас.

  Это, например, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский (последние трое по-прежнему считаются на Западе классиками мировой педагогической мысли), В.А Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

  Каковы основные положения их педагогических систем? Устарели ли эти положения или по-прежнему актуальны? Чем из наследия этих корифеев педагогической науки мы можем воспользоваться сегодня, когда нашу систему образования и воспитания постоянно лихорадит?"

Видеозапись доступна по ссылке на официальном канале "Что делать?" Виталия Третьякова: https://www.youtube.com/watch?v=XCBU9SU-7Rc

Информация взята с официального сайта РАО


16.04.2019г. Обращаем Ваше внимание на статью "Земский учитель в фокусе времени" заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Михаила Викторовича Богуславского в независимом педагогическом издании «Учительская газета» № 16 (2019)г.
 
   20 февраля 2019 года в Послании Федеральному Собранию Президент России В.В.Путин объявил о введении к 2020 году программы «Земский учитель», которая должна стать аналогичной уже реализуемой программе «Земский доктор». Преподаватели, переехавшие на работу в школы в села и малые города, получат миллион рублей. Их ждет 12 тысяч вакансий.
Богуславский 20190417 103824
  Нет лучше дороги - иди в педагоги!
 
 Самое ближайшее время покажет, насколько пленительный призыв Николая Александровича Добролюбова, обращенный к молодежи второй половины ХIХ века, сработает в наши дни.
 
  Сама по себе программа привлечения учительства в сельские школы не нова. В советское время регулярно принимались программы «Сельский учитель». Все они были направлены на притягивание в сельские школы учительской молодежи, выпускников педагогических институтов и училищ, их обустройство и закрепление в сельской местности. В программах для сельских учителей предусматривались подъемные, устанавливались определенные льготы по оплате жилья, отопления, стимулирующие надбавки. В 1960‑е - 80‑е годы сельские учителя-мужчины получали отсрочку от службы в армии, по сути, их учительство выступало как альтернативная военная служба.
 
Подробный текст статьи на сайте Учительской газеты

12 марта 2019г. В 2019 году 19 февраля (2 марта по старому стилю) исполняется 195 лет со дня рождения великого педагога и ученого - Константина Дмитриевича Ушинского.

20190312 ug 800

  К 195-летию К.Д. Ушинского опубликована статья "Классик на все времена" заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Михаила Викторовича Богуславского в независимом педагогическом издании «Учительская газета»  №11 от 12 марта 2019:

"В труднейший период формирования подлинно национальной русской школы жил и трудился во благо народного просвещения великий педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1824 г. – 22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г.)). Ёмкую оценку ему дал историк Л.Н. Модзалевский: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно также, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор»."

Текст статьи

Подробнее на сайте Учительской газеты


06 марта 2019г. В программе «Что делать?» на телеканале «Россия — Культура» приняли участие президент Российской академии образования Юрий Петрович Зинченко, члены Российской академии образования: академик РАО, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Сергеевич Запесоцкий, академик РАО, проректор по научной работе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Лариса Александровна Цветкова, член-корреспондент РАО, зав. лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Михаил Викторович Богуславский и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Михайлович Реморенко  "Педагогика: константы естественного и инновации общественного".

  Ведущий, политолог, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова Виталий Товиевич Третьяков и участники программы за круглым столом не только обсудили тему передачи, но и предложили пути решения общественных проблем.

  Запись передачи

Информация взята с официального сайта РАО


С 28 февраля по 2 марта 2019 г. в г. Санкт-Петербурге проходила Всероссийская научно-образовательная конференция «История политехнического образования в России», приуроченная к 120-летию Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

20190203 politeh 1

 Участниками конференции стали более 400 преподавателей и студентов Санкт-Петербургского политехнического университета, а также других высших учебных учреждений технической направленности.

Педагогическая систем Скаткин Занаев 2

  Программа форума была очень насыщена и включала как пленарные заседания, так и работы интересных секций: «Роль политехнических вузов в становлении промышленного потенциала России в XX в.» «Теория и практика политехнического образования в исторической ретроспективе», «Политехнические вузы в годы великих потрясений», «Гуманитарии в политехническом вузе: pro et contra», «Политехники в культуре России», «История создания и развития технических университетов за рубежом».

  Все это красноречиво свидетельствует о возрождении политехнического образования в Российской Федерации, а, следовательно, и об актуализации значения исследования истории политехнического образования.

  В работе конференции принял участие С.З. Занаев, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования, который выступил с докладом «Формирование М.Н.Скаткиным теоретических основ политехнического образования в 50-е-80-е гг. ХХ века». Доклад был подготовлен совместно с М.В. Богуславским, заведующим лабораторией истории педагогики и образования, доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО.

Педагогическая систем Скаткин Занаев 1

 С.З. Занаев так же выступил на пленарном заседании с презентацией монографии М.В. Богуславского и С.З. Занаева «Педагогическая система Михаила Николаевича Скаткина: генезис и наследие», изданной в Институте стратегии развития образования РАО. Организаторам конференции были подарены эти книги и эксклюзивный номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» № 4 (25) 2015 г., в котором были опубликованы материалы Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею М.Н.Скаткина, организованной Институтом в 2015 г.

20190203 politeh


27 февраля 2019г. В Московском государственном областном университете состоялась Всероссийская научно–педагогическая конференцияприуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося деятеля советской школы и педагогики Надежды Константиновны Крупской.

Конференция завершала работу IV Международного фестиваля науки, проходившего в университете с 8 февраля по 28 февраля 2019 г.

Участниками конференции стали более 250 преподавателей и студентов института, учителей и руководителей образования всех уровней.

  В работе форума приняли активное участие научные сотрудники лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", поскольку в качестве важной задачи проводимых мероприятий было определено поддержание и развитие исторических традиций в отечественном образовании.

Наследие НККрупской и современность2

  На пленарном заседании с докладом «Педагогическое наследие Н.К. Крупской в контексте его жизни и судьбы» выступил заведующий лабораторией истории педагогики и образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Михаил Викторович Богуславский. Дав оценку вклада Надежды Константиновны в российское образование, докладчик особо подчеркнул, что за последнее 20‑летие наблюдается неуклонное возрастание интереса к социально-педагогическому наследию Н.К. Крупской.

Наследие НККрупской и современность3

  На научном семинаре «Педагогическое творчество Н.К. Крупской» с докладом «Педагогическая деятельность Н.К. Крупской в первые годы советской власти» выступил ведущий научный сотрудник лаборатории, доктор исторических наук, профессор Сергей Дмитриевич Половецкий. Ученый обратил внимание участников семинара на то важное обстоятельство, что под руководством Н.К. Крупской уже в годы гражданской войны были разработаны основные принципы, направления и формы развития общедоступного, всеобщего, бессословного образования, жизненность которого подтвердила вся наша последующая история.

Наследие НККрупской и современность 1

  Коллектив лаборатории истории педагогики и образования рассматривает участие в юбилейных мероприятиях, посвященных видному отечественному педагогу и организатору российского образования Н.К. Крупской, как неотъемлемый этап в выполнении Государственного задания на 2017–2019 гг. «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании» (первая половина ХХ в.)».


В Учительской газете №9 от 26 февраля 2019 года опубликована статья заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Михаила Викторовича Богуславского. Ознакомиться с текстом статьи можно на сайте Учительской газеты.

Надежда советской педагогики


20 февраля 2019г. В стенах Российской академии образования 20 февраля 2019 года состоялся Круглый стол "Молодые исследователи в сфере наук об образовании и национальные проекты". Модератором круглого стола выступил Юрий Петрович Зинченко - Президент Российской академии образования. Юрий Петрович обратился с приветственным словом к собравшимся и передал слово участникам конференции - молодым исследователям в сфере наук об образовании.

  В работе круглого стола приняли участие научные сотрудники (молодые исследователи) ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования": доктор педагогических наук Екатерина Вячеславовна Бебенина с темой выступления "Использование рейтингов для оптимизации стратегий развития университетов"

IMG 20190225 Бебенина

  И доктор педагогических наук, профессор РАО Пичугина Виктория Константиновна с темой доклада "Античное педагогическое наследие в истории развития образования".

IMG 20190225 Пичугина

Молодые ученые рассказали о своих научных исследованиях, отвечали на вопросы из зала и из регионов посредством интернет телемоста.


14 февраля 2019г. КРУГЛЫЙ СТОЛ «СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ», ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ В СОСТАВЕ АПН РСФСР И 75-ЛЕТИЮ ВХОЖДЕНИЯ ИНСТИТУТА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОСТАВ АПН РСФСР.

С приветственным словом к участникам Круглого стола обратилась Светлана Вениаминовна Иванова – директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

20190214 SVI

  Открывая работу Круглого стола, Светлана Вениаминовна напомнила о недавнем Торжественном собрании, прошедшем в стенах Российской академии образования 27 сентября 2018 года, а именно о 95-летии Института содержания и методов обучения Российской академии образования. Отметив значимость данного события для Института, Светлана Вениаминовна, подчеркнула важность специально изданной книги «История Института в лицах», специально подготовленной к этому юбилею коллективом авторов под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой и С.В. Ивановой.

круг стол75лет Инст 14 02 2019

Выступление Светланы Вениаминовны Ивановой

Postanovlenie 1944 138

  Собравшихся сотрудников объединенного института поздравили приглашенные гости:

  Левицкий Михаил Львович – и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

20190214 MLL

 Выступление М.Л. Левицкого 

  Роберт Ирэна Веньяминовна – руководитель Центра информатизации образования ФГБНУ "Институт управления образованием РАО".

20190214 IVR

Выступление И.В. Роберт 

  Каракчиева Инна Викторовна – ведущий советник аналитического центра при Правительстве РФ.

20190214 IVK

Выступление И.В. Каракчиевой 

  Елена Валерьевна Баяхчян – Председатель правления Фонда поддержки и развития образования, творчества, культуры; уполномоченный представитель Канцелярии Главы Российского Императорского Дома.

круглыйсТОЛ 14 02 2019 Баяхчан

Выступление Е.В. Баяхчян

  С теплыми словами поздравлений и воспоминаниями выступили сотрудники ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования":

Михаил Викторович Богуславский – заведующий центром истории педагогики и образования
Наталья Федоровна Виноградова – заведующий центром начального общего образования, 
Ирина Михайловна Осмоловская – заведующий лабораторией общих проблем дидактики, 
Наталия Леонидовна Селиванова – заведующий центром стратегии и теории воспитания личности, 
Людмила Владимировна Алиева – ведущий научный сотрудник центра стратегии и теории воспитания личности,
Анна Юрьевна Лазебникова – заведующий центром социально-гуманитарного образования, 
Владислав Владиславович Сериков – заместитель директора по научной работе, 
Михаил Владимирович Кларин – ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики.

круг стол75лет Инст 14 02 2019 10

20190214 круглЫЙСтол DbyjuhfljdF

20190214 IMO

20190214NLS

20190214 круглЫЙСтол FKBTDF

20190214 круглЫЙСтол Kfptybrjdf

20190214 Obsh

20190214 Obsh2

20190214 круглЫЙСтол Сериков

20190214 MVK

К 75-летию Института специально подготовлен и издан информационный буклет, отражающий как исторические события Института, так и важные актуальные современные наукометрические показатели Института. Отражены в разделах буклета:

БУКЛЕТ 75 ИТИП

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


12 февраля 2019г. В Педагогическом институте Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых состоялась Международная научно-практическая конференция «Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы». Научный форум проходил в рамках празднования 100-летия со дня основания Владимирского педагогического института и приурочен к 85-летию со дня рождения профессора кафедры педагогики, видного историка педагогики и образования, члена - корреспондента РАО Феликса Ароновича Фрадкина (1933-1993). Участниками конференции стали более 150 преподавателей и студентов института. 

2 ист пед знание конт совпр бмв 12 02 2019

На пленарном заседании с основным докладом «Педагогическое служение Ф.А.Фрадкина» выступил М.В. Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования, член - корреспондент РАО, который рассказал о значении исследовательской парадигмы Ф. А. Фрадкина для обогащения современного историко-педагогического знания. Была представлена целостная оценка вклада Феликса Ароновича в науку на основании мнений его современников, учеников и профессиональных исследователей истории педагогики.

3 ист пед знание конт совпр бмв 12 02 2019

С большим интересом были выслушаны выступления – воспоминания учеников Феликса Ароновича, а также его друга, академика РАО Б.М.Бим-Бада.

После завершения конференции состоялась конструктивная встреча М.В. Богуславского с ректором ВлГУ Анзором Михайловичем Саралидзе, директором Педагогического института М.В.Артамоновой, представителями ректората университета.

4 ист пед знание конт совпр бмв 12 02 2019

Подробную информацию можно посмотреть на сайте ВлГУ http://www.vlsu.ru/index.php?id=140&no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=5899


05 февраля 2019г. Обращаем Ваше внимание на статью "Подвижническое служение просвещению" заведующего лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Михаила Викторовича Богуславского в независимом педагогическом издании «Учительская газета» № 6 (2019)г.

  В феврале 2019 г. на международном уровне широко отмечаются два юбилея, связанных с именем Дмитрия Ивановича Менделеева, - 185 лет со дня рождения и 150 лет открытия им знаменитой Периодической системы химических элементов. В зрелые годы Д.И.Менделеев любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем служениям - промышленности, науке и образованию (просвещению).
 
 Становление личности 
 
  Если оценивать педагогического мыслителя по оригинальности и прогностичности его идей, то, несомненно, Дмитрий Иванович Менделеев (27 января [8 февраля] 1834, Тобольск — 20 января [2 февраля] 1907,Санкт-Петербург) и выдающийся ученый, и крупный деятель образования своего времени. Среди его педагогического наследия не только фундаментальные учебники по химии и статьи по животрепещущим вопросам образования, которые актуальны и сегодня, но и десятки учеников, которые оставили свои воспоминания о нем, как о своем учителе. А своим учителем его считали и основоположник русской физиологии И.М. Сеченов, и такой выдающийся ученый - аграрий, как К.А. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский. Это только самые громкие имена тех ученых, которые называют Д.И. Менделеева своим учителем. 
 
  Выбор великих служений Дмитрия Ивановича не случаен и связан, во многом, с семьей, в которой вырос. По отцовской линии его дед священник Павел Максимович Соколов, заложивший в семье основы духовности. По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную фамилию. Так будущий отец Дмитрия - Иван Павлович Соколов - взял фамилию соседского помещика и стал Менделеевым.
 
  С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д.И.Менделеева. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А с 1827 г. Иван Павлович становится директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И.П. Менделеева из окружавшей его педагогической среды.
 
  Мать будущего великого ученого – Мария Дмитриевна - происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения как Просвещение и Промышленность.
 
  Характеризуя тех близких людей, которые оказали влияние на формирование личности Дмитрия Ивановича необходимо также назвать мужа его сестры декабриста Н.В. Басаргина, человека острого аналитического ума, энергичного и деятельного по натуре, оказавшего большое воздействие на развитие гражданских и патриотических качеств личности будущего ученого.
 

23 января 2019гВ Департаменте педагогики Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» состоялась презентация книги «Педагогическая система Михаила Николаевича Скаткина: генезис и значение», которая была издана в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" в 2018 г. Модератором мероприятия был Б.В. Куприянов, профессор Департамента, д.п.н., профессор.

выступлениеБМВ Скаткин 23.01.2019

  В своем выступлении авторы книги - М.В. Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" и С.З. Занаев, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" представили научную биографию академика АПН СССР Михаила Николаевича Скаткина (1900–1991), охарактеризовали педагогическую систему видного отечественного ученого и просветителя. В выступлении и презентации книг ученого были продемонстрированы результаты его исследовательской деятельности по проблемам методологии и теории образования, дидактики, содержания образования, политехнического образования, педагогического прогнозирования.

Скаткинна сайт БМВ 23.01.2019  В состоявшемся заинтересованном обсуждении преподаватели Департамента поделились своими воспоминаниями об общении с Михаилом Николаевичем, подчеркнули его выдающийся вклад в развитие советской школы и педагогики.

колективноефото бБМВ Скаткин 23.01.2019

  Выступавшие выразили сердечную благодарность руководству Института стратегии развития образования РАО, его директору, члену-корреспонденту РАО Светлане Вениаминовне Ивановой за издание книги о выдающемся ученом, создании условий для сохранения и изучения его педагогического наследия в действующем в Институте Научно-мемориальном центре деятелей теории и истории педагогики имени М. Н. Скаткина.

С монографией можно познакомиться на сайте Института по ссылке 


Памяти Дмитрия Григорьева

Дмитрий Васильевич Григорьев 1974 2017

  16 января 2019 года в Музее образования Москвы состоялось заседание Макаренковской ассоциации, посвященное памяти Дмитрия Васильевича Григорьева (1974-2017 г.г.). Д.В. Григорьев – яркий и талантливый ученый, внесший большой вклад в теорию и практику воспитания, член научной школы Л.И. Новиковой, сотрудник центра теории и стратегии воспитания личности нашего Института с 1997 по 2010 год. О Дмитрии Васильевиче вспоминали сотрудники нашего Института (М.В. Богуславский, П.В. Степанов, И.В. Степанова), педагоги 825-й школы Москвы (М.А. Исаева, О.В. Кожурова), его коллеги и друзья. 

БВМ памяти Дмитрия Васильевича Григорьева


13 декабря 2017 года на базе Орловского государственного университета им. И.С.Тургенева состоялась Открытая дискуссионная площадка психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса «Тургеневские чтения». 

  В качестве приглашенного лектора на площадке выступил М.В. Богуславский - заведующий центром истории педагогики и образования, д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО.

13122017 Orel

  М.В. Богуславский прочитал лекцию «Приоритетные тенденции развития современного образовательного пространства» и провел мастер–класс «Перспективы развития историко – педагогического знания»Подробнее..

07 декабря 2017 годув ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) состоялась презентация проекта исследовательской лаборатории «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» «Новое собрание сочинений «А.С. МАКАРЕНКО. ШКОЛА ЖИЗНИ, ТРУДА, ВОСПИТАНИЯ» в 9 –ти тт. (организаторы сотрудники лаборатории: д.п.н., профессор А.А. Фролов, д.п.н, зав кафедрой общей и социальной педагогики Е.Ю. Илалетдинова, к.п.н. С.И. Аксенов).

Презентация была приурочена к празднованию 90 – летнего юбилея Анатолия Аркадьевича Фролова, патриарха макаренковедения, научного руководителя исследовательской лаборатории, а так же к получению в 2017 г. коллективом лаборатории Премии Правительства РФ в области образования за Новое собрание сочинений А.С. Макаренко.

071217 Mak shkola zhizni 2

На пленарном заседании с докладом «Новое собрание сочинений «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания в контексте современного российского образования» выступил М.В. Богуславский - заведующий центром истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО, Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО, вице-президент Российской Макаренковской ассоциации (РМА), член Правления Международной Макаренковской ассоциации (IMS).

Новое собрание сочинений А.С. Макаренко было всесторонне обсуждено на Круглом столе по теме: «Основные направления использования нового собрания сочинений А.С. Макаренко в развитии современной теории и практики воспитания», в котором приняли участие более 50 авторитетных специалистов по изучению воспитательной системы классика педагогики: специалисты в области педагогики, методологии воспитания, истории педагогики и образования, макаренковедения, педагогической персоналистики.

С оценкой издания и определением основных направлений его использования в развитии современной теории и практики воспитания выступила С.С. Невская - д.п.н, ведущий научный сотрудник центра истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", член Правления Международной Макаренковской ассоциации (IMS).

В рамках круглого стола была представлена для обсуждения Концепция электронного сервиса «А.С. Макаренко. Школа жизни, труда, воспитания». Подробнее..

С 30 ноября по 3 декабря 2017 года на базе экспериментальной школы  ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" Тугнуйской СОШ Мухоршибирского района Республики Бурятия  состоялись курсы повышения квалификации учителей этой и районных школ.  Курсы «Мониторинг и психолого-педагогическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях реализации требований ФГОС» были организованы С.З. Занаевым к.п.н., научным сотрудником центра истории педагогики и образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" и А.Е.Ушницкой к.п.н., директором учебно-методического центра Педагогического института СВФУ, при поддержке и помощи администрации и коллектива Тугнуйской школы во главе с В.А. Варфоломеевой и Т.В.Ивановой. Подробнее..

28 ноября 2017 года на базе ФГБУ «Российская академия образования» (при участии ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО») состоялась Международная научно-практическая конференция «Ян Амос Коменский и современность», посвященная 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке.

  В конференции приняли участие более 80 научных сотрудников и преподавателей педагогических вузов и колледжей: 5 академиков РАО, 4 члена-корреспондента РАО, 15 докторов наук, 28 кандидатов наук, более 20 ответственных работников президиума РАО, аспирантов, магистрантов педагогических вузов г. Москвы, практиков образования. Географический охват конференции составил 7 регионов (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Орел, Ивановская область, г. Калуга, г. Тула).

  Организационно конференция была проведена силами специалистов Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО и научных сотрудников центра истории педагогики и образования, и обеспечивающих подразделений Института. В конференции приняли участие более 20 сотрудников лаборатории общих проблем дидактики, центра педагогической компаративистики, центра средств обучения, центра стратегии и теории воспитания личности.

С приветственным словом к участникам конференции обратились: академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Михаил Львович Левицкий и директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова.

  В своем выступлении С.В. Иванова подчеркнула, что Я.А. Коменский был одним из основателей современной системы образования. Благодаря ему педагогика стала самостоятельной областью знаний. В его философско-педагогическом учении сплелись воедино подлинный гуманизм, гармоничность, позитивная жизненная философия, целеустремленность, стремление к высоким идеалам, принцип природосообразности и возвеличивание человека как «чудесного макрокосма». Неслучайно, что педагогику Яна Амоса Коменского называют природосообразной. Со времени Коменского принцип природосообразности прочно вошел в методологической инструментарий педагогической науки и образовательную практику.

28112017 6

  М.Л. Левицкий особо отметил, что тема конференции «Ян Амос Коменский и современность» сегодня приобретает особую значимость в связи реализацией потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании, что существенно актуализирует всю историко-педагогическую проблематику, связанную с исследованием творческой деятельности великого педагога. Место проведения конференции глубоко символично, поскольку Российская академия образования является главным центром развития отечественного образования и психолого-педагогической науки. Особо значимо, что нынешний представительный научный форум объединил ведущих ученых, специализирующихся в области комениологии, сфере исследований исторического прошлого образования и педагогики. Результаты комениологических исследований не только обогащают накопленный исторический опыт в деле изучения наследия Я.А. Коменского, но и позволяют осознать его значимость в контексте современности. Великий педагог предопределил ведущий перспективный тренд развития европейской педагогической мысли и школы на четыре столетия вперед.

28112017 4

  На пленарном заседании присутствовали члены Президиума РАО: заместитель президента РАО, доктор психологических наук, доцент В.С. Басюк, заместитель президента РАО Н.А. Иванова, академик-секретарь Отделения образования и культуры, академик РАО В.П. Демин, академик-секретарь Отделения профессионального образования, академик РАО С.Н. Чистякова.

28112017 3

  Всего на пленарном заседании было заслушано 20 докладов, посвященных вопросам изучения научного наследия и личности Я.А. Коменского, истории педагогики и образования, частных методик.

  На пленарном заседании с докладами выступили сотрудники Центра истории педагогики и образования: главный научный сотрудник, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.Г. Безрогов («К истории первого перевода сочинений Яна Амоса Коменского»); заведующий центром, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.В. Богуславский («Онтологические основания воспитательных систем Яна Амоса Коменского и В.Ф. Одоевского: сопряжения и дискурс»); старший научный сотрудник, кандидат исторических наук К.Ю. Милованов («Исторические предшественники Коменского»); старший научный сотрудник, кандидат исторических наук В.В. Рыбаков («Законы хорошо устроенной школы» в русском переводе А.А. Красновского»).

  С интересным докладом «От идеи наглядности Коменского к предметности развивающего обучения» выступила Т.С. Назарова, заведующий Центром средств обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

  В рамках завершающей творческой дискуссии, модератором которой выступили М.В. Богуславский и В.Г. Безрогов, участники конференции обсудили перспективы развития современных комениологических исследований и поделились своими мыслями о ходе и содержании состоявшегося мероприятия.

По итогам работы конференции будет подготовивается сборник научных трудов. Подробнее..

21 октября 2017 года в Смоленском государственном университете состоялась ХII Международная научно – практическая конференция «Учитель и время», посвященная памяти члена – корреспондента АПН СССР А.Е.КондратенковаПодробнее..

27 октября 2017 года в Информационном центре «Библиотека имени К.Д.Ушинского Российской академии образования» состоялось торжественное открытие выставки «Школа, рожденная революцией. Вехи истории образования с 1917 г». К открытию выставки был приурочен Круглый стол «Разрывы и линии преемственности в истории российского образования», организованный РАО и Российским военно-историческим обществом. Подробнее..

31 октября 2017 года в г. Липецк на базе ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет» им. П.П. Семенова-Тян-Шанского состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Липецкий опыт» и педагогика XXI века, посвященная 100-летию со дня рождения К.А. Москаленко. Подробнее..

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Н.А.КОНСТАНТИНОВА – З.И.РАВКИНА (в формате pdf)

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter