Статья Турбовского Якова Семеновича на тему: Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект

Я.С. Турбовской

ПАТРИОТИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

«Патриотизм есть любовь
ко благу и славе Отечества
и желание способствовать им
во всех отношениях»
Н. М. Карамзин

«Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан»
Н. А. Некрасов

Я убеждён, что школа и учителя, по определению, должны быть в условиях существующей многопартийности вне политики. Их единственным предназначением является ничем не прикрываемое служение отечеству и тем конституционным требованиям, на основе которых страна живёт и развивает-ся. Педагог не только не должен, но и профессионально не имеет права вно-сить в детскую среду какой бы то ни было политической разобщённости, из-начально осознавая свою личностную ответственность за формирование в душе каждого ученика, каждого студента любви к своей отчизне, осознания неразрывности своей судьбы с её судьбой, стремления служить ей, чувство-вать себя её сыном и дочерью. И поэтому педагог как, пожалуй, никто дру-гой, призван осознавать свою профессиональную предназначенность в целе-направленном формировании у каждого воспитанника тех личностных устремлений и чувств, воплощённых в самом судьбоносном и самом истори-чески важном для каждого народа понятии, – патриотизм.

Именно поэтому патриотическое воспитание как осознаваемая необ-ходимость формирования у каждого из вступающих в жизнь поколений люб-ви к родине отражало и всегда будет отражать самую основную исторически обусловленную потребность народа. Невозможно, чтобы в каждом учебнике по педагогике, в какой бы стране и в какие бы годы он ни был издан, в каждой книге о воспитании не было проявлено особое внимание к патриотизму как самому высокому чувству, сливающему в единые целые судьбы разных лю-дей, превращающему, по сути, то, что называется «население» в народ, вби-рающему в себя судьбу каждого и превращающего это эмоционально по-рождаемое единство в основной источник исторического развития.
Воспитать патриота значит воспитать сына своего народа, не только призванного в трудную минуту подняться на его защиту и не только видяще-го в этом свой сыновний долг, но и испытывающего потребность соизмерять и определять свою каждодневную деятельность и свои поступки с его интере-сами, нравственными нормами и традициями. И именно эта неотделяемая связь каждого со своим народом нашла своё отражение в проникновенных пушкинских строках:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Великий поэт, олицетворяющий в общественном сознании духовно- нравственную сущность всего, что дорого душе человеческой, иначе и не мог написать, потому что «патриотизм» и означает – какой словарь ни возьми – любовь к своему отечеству, своему народу.

Но особенность этой любви в том, что она не впитывается с молоком матери в сердце каждого ребёнка. Её как необходимое социуму, но испытыва-емое человеком чувство, надо воспитать. И поэтому педагоги веками стре-мились раскрывать пути целенаправленного формирования патриотизма.
При этом, как известно, патриотизм, будучи изначально производным от происходящих в социальном бытии народов процессов, по-разному прояв-лялся и, естественно, с разной эффективностью сказывался не только на вос-питании подрастающих поколений, но и на политическом и нравственном со-стоянии общественного сознания, общественных отношений, государства в целом. И именно эти существенные изменения во всей их совокупности, свя-занные с воспитанием патриотизма, не могли не сказаться на задачах, выдви-гаемых социумом перед педагогами.

И нам, осознающим неотложную необходимость повышения эффек-тивности патриотического воспитания в современных условиях, пожалуй, как никогда важно выявить и раскрыть сущность условий, определявших истори-ческое становление и развитие патриотизма как социальной, требующей удо-влетворения потребности.

Читать всю статью по ссылке: Я.С. Турбовской. Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект.


Отзывы

1) Отзыв В.С. Филиновой, к.п.н., доцента кафедры интерактивных технологий в образовании Центра метапредметной подготовки и конвергентных программ ГАОУ ВО МИОО на статью Я.С. Турбовского "Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект" (pdf) по ссылке: отзыв Филиновой В.С. на статью Я.С. Турбовского "Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект".

2) Отзыв Н.А. Бондаренко, к.п.н., аналитика Центра метапредметной подготовки и конвергентных программ на статью Я.С. Турбовского "Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект"(pdf) по ссылке: отзыв Бондаренко Н.А. на статью Я.С. Турбовского "Патриотизм как государственная идеология: педагогический аспект".

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter