Богуславский Михаил Викторович
Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
E-mail: hist2001@mail.ru
Член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, Председатель Научного Совета по истории образования и педагогической науке РАО, Заместитель председателя Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, Вице – президент Российской макаренковской ассоциации, Член Правления Международной ассоциации А.С.Макаренко, Председатель правления Благотворительного фонда наследия Менделеева, Президент Академии творческой педагогики, Ответственный секретарь сетевого журнала «Проблемы современного образования», член редколлегии журналов «Педагогика», «Отечественная и зарубежная педагогика», «Психолого-педагогический поиск» и др.
Заместитель председателя диссертационного совета ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Член диссертационного совета Московского городского педагогического университета и Смоленского государственного университета.
Область научных интересов:
методология, теория и история отечественной педагогики и российского образования, педагогическая персоналистика, стратегии модернизации отечественного образования конца ХIХ - начала ХХI вв.
Научная биография
Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1977). В 1977 - 1983 гг. работал учителем истории и организатором воспитательной работы в школах г. Москвы. С 1984 г. на научной работе в системе АПН СССР - РАО.
Окончил очную аспирантуру(1986) и докторантуру(1993) Института теории и истории педагогики РАО. В 1987-1990 гг.- старший научный сотрудник лаборатории истории советской педагогики НИИ Общей педагогики АПН СССР. С 1991 ведущий научный сотрудник, с 2001 г. главный научный сотрудник лаборатории методологии историко – педагогических исследований ИТИП РАО. С 2011 г. заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
В результате исследований в целостном виде представил процесс развития педагогической науки и образования; реализовал методологические подходы к трактовке истории педагогики, как действенного фактора решения современных задач образования. На ретроспективном материале осуществил исследования в сфере философии и аксиологии образования. Разработал комплекс методологических подходов к исследованию образовательных процессов (парадигмальный, модернизационный, аксиологический), Обосновал и реализовал методологические подходы к осуществлению эксперимента на историко-педагогическом материале.
Разработал и внедрил в практику учебно-методический комплекс по истории педагогики для системы высшего профессионального и постдипломного педагогического образования: учебник «История педагогики» (М., 2007) (руководитель авторского коллектива), учебное пособие «ХХ век российского образования» (2012), учебные программы, цикл антологий и избранных произведений классиков педагогики.
Награды:
награжден медалью «В память 850-летия Москвы» (1997), За особые заслуги в области педагогических наук награжден медалью К.Д.Ушинского (2005), удостоен Благодарности Комитета государственной Думы РФ по образованию (2009), награжден Почетными грамотами Министерства науки и образования РФ(2008-2011), награжден медалью «За службу образованию» (2009). За большие заслуги в развитии исследований в области истории педагогической науки и образования награжден Почетной грамотой РАО (2010). Удостоен Знака Губернатора Московской области «Благодарю», За большой вклад в патриотическое воспитание награжден медалью М.В.Ломоносова (2012), удостоен Благодарственного письма Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Марии Владимировны (2014), награжден Золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2014),Медалью РАО им М.Н.Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» (2015).
Научные труды:
Автор 1200 публикаций - среди них 23 монографии, более 900 научных трудов и научно – публицистических статей, более 200 энциклопедических статей в «Большой российской энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии», «Российском педагогическом энциклопедическом словаре», «Московской энциклопедии». Индекс Хирша – 11.
Основные монографии:
ХХ век Российского образования (М.,2002); Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков (М.,2002); Отечественное образование: персонажи истории (М., 2003); В.А.Сухомлинский: уроки радости познания (М., 2005); История отечественной педагогики (первая треть ХХ века) (Томск, 2005); «Подвижники и реформаторы российского образования» (М., 2005); Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм (М., 2007) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко-педагогический контекст) (М., 2007); Детское движение в России: между прошлым и будущим (Тверь, 2007); Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века) (М., 2008.); Теоретико-методологические подходы к моделированию гуманитарных технологий в образовании ( Саранск, 2009)( в соавт. ); Элитное образование в России: исторический опыт и современность. (Тверь, 2009) (в соавт.); Методология и технологии образования (историко – педагогический контекст) (М., 2010); «Развитие теоретических основ содержания дошкольного и общего образования (в отечественной педагогике второй половины ХХ века)» (Саранск, 2010) (в соавт); История педагогики: методология, теория, персоналии (М., 2012);Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (М., 2012)(в соавт.); Стратегии модернизации российского образования в начале ХХ века (М., 2015) (в соавт., подгот. к печати).
Проекты
Руководитель НИР в рамках выполнения Государственного задания на 2013-2020гг. по проекту «Теоретико-методологический анализ стратегий модернизации российского образования в XX - начале XXI вв.».
Руководитель проекта РГНФ «Комплексно-сравнительный анализ концептуальных основ в системе высшего образования России и Германии» (реализация 2014-16 гг.) при Удмуртском государственном университете.