Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений

Проект № 27.8472.2017/БЧ

Состав участников проекта:

Научный руководитель:

  1. Ломакина Т.Ю., доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром исследований непрерывного образования;
  2. Афанасьева Т. П., кандидат педагогических наук, заместитель заведующего центром;
  3. Аксенова М. А., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  4. Алексеенкова Е.Г., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  5. Бычков А.В., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник;
  6. Гудилина С.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  7. Додуева С.Ж., научный сотрудник;
  8. Краснов С.И., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  9. Малышева Н.В., научный сотрудник;
  10. Моисеева О.М., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  11. Никитин М.В., доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник;
  12. Новикова Г.П., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник;
  13. Тюнников Ю.С., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник;
  14. Харисова Л.А., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник;
  15. Шукаева Т.М., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
  16. Яковлева М.Б., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник.

Объектом исследования являются педагогические системы учреждений непрерывного образования в условиях их структурных изменений.

Предмет исследования – развитие процессов преемственности и непрерывности в условиях функционирования многоуровневых образовательных комплексов.

Цель работы – рассмотреть процессы преемственности и непрерывности педагогических систем образовательных комплексов в современных условиях развития непрерывного образования.

Задачи исследования.

üРассмотреть новое содержание принципов преемственности и непрерывности в современных условиях развития непрерывного образования.

üРазработать модели образовательных организаций, их составляющие и компоненты.

üРазработать возможные алгоритмы деятельности образовательного комплекса в условиях структурных изменений.

ü

Методологическая база исследования.

Проведенное исследование основывается на нескольких важнейших подходах: системном (объекты и предметы исследования рассматриваются как сложные целостные системы); деятельностном (объекты и предметы рассматриваются как деятельность со всеми ее компонентами типа цель-средства-результат, субъект-объект, процесс и т.п., подход является базовым для ФГОС); процессном (деятельность в системе рассматривается как процесс, то есть фактически как открытая система - вход-процесс-выход), проектном (работа системы совершенствуется как совокупность проектов) и ситуационном (предполагающем, что не существует лучших вариантов построения систем на все случаи жизни, надо выбирать их для конкретных ситуаций).

В исследовании использован комплекс методов. Теоретические методы: анализ и систематизация научной литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой проблеме, анализ педагогического опыта, сравнительный анализ, классификация, сравнение и обобщение. Эмпирические методы: методы педагогических измерений (тестирование, шкалирование), наблюдение и анкетирование, экспертная оценка.

Результаты исследования:

  • выявлена сущность феномена преемственности с позиций системно-деятельностного подхода на научно-методологическом, дидактическом, понятийно-терминологическом и методическом уровнях; доказано, что существующие разрывы преемственности обусловлены нарушениями в содержательно-процессуальных и логических связей между разными ступенями общеобразовательного комплекса и преодоление таковых требует внесения корректив в проектирование систем образования и образовательных комплексов (в результатах исследования представлены требуемые изменения в компонентах и структуре образовательных систем (комплексов) и ступеней обучения);
  • обоснован гуманитарно-проектный подход и разработана структурно-функциональная модель как методологические основания проектирования программы преодоления разрывов преемственности в развитии образовательного комплекса;
  • раскрыт комплекс методических приемов по преодолению разрывов преемственности и реализации данной программы;
  • разработана и апробирована новая технология обучения «проектные чтения», способствующая развитию ситуации творческой коммуникации в образовательном процессе.

представлены:

  • в коллективной монографии «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования»;
  • в методических рекомендациях «Механизмы деятельности образовательного комплекса при переходе на новый уровень развития»;
  • в «Дополнении к Энциклопедии профессионального образования»;
  • в пособии «Теория и практика развития исследовательских компетенций учителя»;
  • в 58 научных статьях, из них в 4 статьях Webscience, 2 статьях Scopus, 9 статьях ERIH.

адресованы

органам управления образованием и руководителям образовательных организаций, для использования в системе профессионального образования и педагогической науки, для курсов повышения квалификации

Публикации

Мероприятия

Элементы не найдены
Пожалуйста нажмите здесь чтобы вернуться на предыдущую страницу