Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях
Проект № 27.7948.2017/БЧ
Руководитель:
1. Виноградова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром начального общего образования
Заместитель руководителя
2. Назарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром средств обучения
Заместитель руководителя:
3. Александрова О.М., кандидат педагогических наук, заместитель заведующего центром филологического образования
Цель исследования: Обосновать и экспериментально проверить механизмы становления и развития функциональной грамотности современного школьника начальной и основной школы на основе обновленного дидактического, научно-методического и технологического сопровождения.
Предмет исследования: Функциональная грамотность младшего школьника и учащегося основной школы.
Объект исследования: Дидактическое сопровождение процесса обучения с целью успешного формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной и основной школе.
Задачи исследования:
Методы исследования:
а) анализ научной и научно-методической литературы с целью оценки подходов к характеристике понятий: грамотность, функциональная грамотность, функциональная грамотность младшего школьника и подростка;
б) концептуальное обоснование необходимости внесения корректив в характеристику указанных понятий;
в) теоретическое обоснование содержательного наполнения характеристики функциональной грамотности как планируемого результата обучения современного школьника с учетом преемственности начальной и основной ступеней школьного образования.
2. Социологические –
а) опрос, тестирование младших школьников и подростков с целью анализа состояния функциональной грамотности в современной российской школе;
б) критериальный анализ результатов российских школьников, участвующих в международных исследованиях;
в) анкетирование практических работников с целью установления их готовности к организации процесса формирования функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы.
3. Педагогические –
а) создание экспериментальных материалов, раскрывающих компоненты дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности младших школьников и подростков. В том числе: системы заданий, развивающих предметные компоненты функциональной грамотности, формы организации обучения, включение в дидактический процесс поисково-исследовательской и моделирующей деятельности;
б) экспертиза подготовленных экспериментальных материалов и их первичная проверка в экспериментальных и опорных школах Центра начального общего образования и Центра филологического образования Института.
Основные результаты, полученные в ходе исследования
Обоснована необходимость определения современного назначения функциональной грамотности в соответствии с условиями жинедеятельности общества и системы образования в XXI веке (1); новыми приоритетными целями образования современных школьников (2); представленностью в стандарте не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов обучения (3); потенциальными возможностями детей XXI века.
Эта задача была решена в ходе исследования по данному проекту.
– готовностью человека успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, использовать свои способности для его преобразования;
– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления основных видов деятельности;
– способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
– элементарным уровнем рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; к прогнозированию своего будущего.
Обосновано, что ориентирование образовательной системы на новое содержание функциональной грамотности обеспечит: во-первых, уточнение приоритетных целей образования школьника на современном этапе развития начальной и основной школы; во-вторых, понимание учителем нового аксиологического уровня образования; в-третьих, интеграцию предметных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.
Рекомендации по внедрению
Полученные в ходе исследования результаты имеют высокую практическую значимость и актуальность. Практические работники начальной и основной школы получили существенную помощь в сопровождении дидактического процесса с целью формирования функциональной грамотности младшего школьника и подростка. Ознакомление учителя с результатами проведенного исследования, представленными в подготовленных книгах, программах, а также статьях, опубликованных в авторитетных педагогических изданиях, позволит формировать готовность педагога к реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, к целенаправленной работе по формированию функциональной грамотности.
Впервые система школьного образования получила книги для учителя, подробно рассматривающие методику и технологию становления предметных компонентов функциональной грамотности младшего школьника и учащегося основной школы.
Книги и публикации будут весьма полезны сотрудникам Институтов повышения квалификации, а также преподавателям соответствующих факультетов и кафедр педагогических университетов и колледжей. Рукописи книг одобрены Ученым Советом Института и рекомендованы к печати.
Результаты исследования:
Результаты исследования представлены:
рекомендуются
при конкретизации ФГОС, Основных образовательных программ, для создания спецкурсов в системе подготовки специалистов, при повышении квалификации учителей.