Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях

Проект № 27.7948.2017/БЧ

        Руководитель:

      1. Виноградова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий центром начального общего образования

  Заместитель руководителя

      2. Назарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий центром средств обучения

Заместитель руководителя:

      3. Александрова О.М., кандидат педагогических наук, заместитель заведующего центром филологического образования

  • Андреева Ирина Геннадьевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник
  • Аристова Мария Александровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Артюхова Ирина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Васильевых Ирина Павловна, научный сотрудник
  • Городецкая Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Гостева Юлия Николаевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Добротина Ирина Нургаиновна, кандидат педагогических наук, заведующий центром
  • Захлебный Анатолий Никифорович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник
  • Кожевников Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Кочурова Елена Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник
  • Кудина Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Кузнецова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Невская Валентина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
  • Пентин Александр Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий центром
  • Петрашко Ольга Олеговна, научный сотрудник
  • Романова Владислава Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Романова Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Рутковская Елена Лазаревна, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего центром
  • Рыдзе Оксана Анатольевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Смирнов Дмитрий Витальевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник
  • Стрижекурова Жанна Игоревна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Тихомирова Ксения Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Ускова Ирина Владимировна, научный сотрудник
  • Французова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
  • Хомякова Ирина Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

   Цель исследования: Обосновать и экспериментально проверить механизмы становления и развития функциональной грамотности современного школьника начальной и основной школы на основе обновленного дидактического, научно-методического и технологического сопровождения.  

       Предмет исследования: Функциональная грамотность младшего школьника и учащегося основной школы.

Объект исследования: Дидактическое сопровождение процесса обучения с целью успешного формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной и основной школе.

         Задачи исследования:

  1. Проанализировать современные подходы к проблеме формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной и основной школе, оценить их соответствие требованиям времени, возможностям детей младшего школьного и подросткового возраста.
  2. Обосновать необходимость корректировки, расширения и содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность».
  3. Представить характеристику содержания функциональной грамотности как планируемого результата обучения современного школьника.
  4. Разработать систему дидактического сопровождения, обеспечивающую реализацию методического, технологического и процессуального конструирования процесса обучения школьников указанных возрастов с целью развития их функциональной грамотности.

   Методы исследования:

  1. Теоретические –

а) анализ научной и научно-методической литературы с целью оценки подходов к характеристике понятий: грамотность, функциональная грамотность, функциональная грамотность младшего школьника и подростка;

б) концептуальное обоснование необходимости внесения корректив в характеристику указанных понятий;

в) теоретическое обоснование содержательного наполнения характеристики функциональной грамотности как планируемого результата обучения современного школьника с учетом преемственности начальной и основной ступеней школьного образования.

2. Социологические –

а) опрос, тестирование младших школьников и подростков с целью анализа состояния функциональной грамотности в современной российской школе;

б) критериальный анализ результатов российских школьников, участвующих в международных исследованиях;

в) анкетирование практических работников с целью установления их готовности к организации процесса формирования функциональной грамотности учащихся начальной и основной школы.

3. Педагогические –

а) создание экспериментальных материалов, раскрывающих компоненты дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности младших школьников и подростков. В том числе: системы заданий, развивающих предметные компоненты функциональной грамотности, формы организации обучения, включение в дидактический процесс поисково-исследовательской и моделирующей деятельности;

б) экспертиза подготовленных экспериментальных материалов и их первичная проверка в экспериментальных и опорных школах Центра начального общего образования и Центра филологического образования Института.

         Основные результаты, полученные в ходе исследования

  1. Участники проекта исходили из идеи, что дидактическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности младших школьников и подростков разрабатывается на основе обновленных характеристик понятий «грамотность современного школьника», «функциональная грамотность современного младшего школьника и подростка».
  2. Анализ научной и научно-методической литературы, проведенный участниками проекта, позволил установить, что существующие подходы к характеристике понятия «функциональная грамотность младших школьников и подростков» не соответствует современным требованиям к уровню образования обучающихся в начальном и основном школьном звене, а также потребностям информационного общества и конкретной личности. Такое положение требует корректировки содержательного наполнения характеристики, расширения и конкретизации всех компонентов функциональной грамотности школьников.

Обоснована необходимость определения современного назначения функциональной грамотности в соответствии с условиями жинедеятельности общества и системы образования в XXI веке (1); новыми приоритетными целями образования современных школьников (2); представленностью в стандарте не только предметных, но и метапредметных планируемых результатов обучения (3); потенциальными возможностями детей XXI века.

Эта задача была решена в ходе исследования по данному проекту.

  1. В процессе исследования была предложена обновленная трактовка понятия «функциональная грамотность как базовое образование личности». Обосновано, что функциональная грамотность обучающегося в современной школе характеризуется:

– готовностью человека успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, использовать свои способности для его преобразования;

– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления основных видов деятельности;

– способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

– элементарным уровнем рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; к прогнозированию своего будущего.

Обосновано, что ориентирование образовательной системы на новое содержание функциональной грамотности обеспечит: во-первых, уточнение приоритетных целей образования школьника на современном этапе развития начальной и основной школы; во-вторых, понимание учителем нового аксиологического уровня образования; в-третьих, интеграцию предметных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.

  1. Выделены следующие компоненты функциональной грамотности: интегративные (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность) и предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни), описано содержание каждого компонента.
  2. Разработана и экспериментально проверена специфика дидактического, научно-методического и технологического сопровождения образовательного процесса, направленного на формирование функциональной грамотности школьников начальной и основной ступени образования.

Рекомендации по внедрению

Полученные в ходе исследования результаты имеют высокую практическую значимость и актуальность. Практические работники начальной и основной школы получили существенную помощь в сопровождении дидактического процесса с целью формирования функциональной грамотности младшего школьника и подростка. Ознакомление учителя с результатами проведенного исследования, представленными в подготовленных книгах, программах, а также статьях, опубликованных в авторитетных педагогических изданиях, позволит формировать готовность педагога к реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, к целенаправленной работе по формированию функциональной грамотности.

Впервые система школьного образования получила книги для учителя, подробно рассматривающие методику и технологию становления предметных компонентов функциональной грамотности младшего школьника и учащегося основной школы.

Книги и публикации будут весьма полезны сотрудникам Институтов повышения квалификации, а также преподавателям соответствующих факультетов и кафедр педагогических университетов и колледжей. Рукописи книг одобрены Ученым Советом Института и рекомендованы к печати.

Результаты исследования:

  • пересмотрены представления о функциональной грамотности;
  • выявлен новый спектр функций современного человека, грамотность исполнения которых начинает формироваться в начальной школе;
  • выявлены особенности функциональной грамотности современного обучающегося как метапредметного результата образования, проявляющегося в виде готовности к жизни в изменяющемся обществе, показателя успешности индивидуального развития и достойного представления российского образования на мировом уровне;
  • содержание школьного образования дополнено спектром различных видов функциональной грамотности, обоснована целесообразность ориентировки учителя на формирование интегративных компонентов; раскрыты дидактические механизмы их формирования;
  • обоснованы требования к дидактическому сопровождению процесса формирования функциональной грамотности

Результаты исследования представлены:

  • на 45 конференциях, семинарах, вебинарах, круглых столах;
  • в 91 статьях, из них 5 статей Webscience, 1 Scopus, 2 ERIH.

рекомендуются

при конкретизации ФГОС, Основных образовательных программ, для создания спецкурсов в системе подготовки специалистов, при повышении квалификации учителей.

Публикации

Мероприятия

Элементы не найдены
Пожалуйста нажмите здесь чтобы вернуться на предыдущую страницу