Сборник научных трудов «Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития»
![]() |
В серии «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ РАО» вышел из печати Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития», состоявшейся 28–29 мая 2014 г. в Москве. Конференция проведена ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО и поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда (№ 14-06-14041), в рамках проекта № 12–06–00145 «Интеграционные процессы в образовании в контексте развития мирового образовательного пространства» Материалы сборника представлены в двух томах. В сборнике рассматриваются актуальные проблемы развития и роли основных направлений фундаментальной педагогической науки: теоретической педагогики, философии образования, теории воспитания, дидактики, сравнительной педагогики, истории педагогики и образования. Широкое проблемное поле конференции, её международный статус обусловливаются фактом проведения конференции в год 70-летнего юбилея Института теории и истории педагогики – ведущего теоретического института, в котором проводятся фундаментальные исследования в области наук об образовании. В предисловии к Сборнику проф. С.В.Иванова, директор ФГНУ ИТИП РАО, пишет о педагогическом познании, самобытности педагогического исследовательского поиска, о проблемах взаимодействия теории и практики. «Педагогическое познание, как познание социально обусловленное, должно и реагирует на современные тенденции развития общества, социально-экономические и социокультурные задачи, основные тренды внутренней политики, геополитические обстоятельства, техногенные процессы и многое-многое другое. Вместе с тем, как любое другое научное знание, педагогическое познание должно не только объяснять существующую реальность, но и прогнозировать будущую, не только оценивать результаты имеющихся образовательных практик, но и моделировать новые, соответствующие представлениям о завтрашнем дне». Основной задачей педагогики видится переход к междисциплинарности и трансдисциплинарности как основным методологическим ориентирам. Готова ли отечественная педагогика как наука к решению этих теоретических и методологических проблем? На наш взгляд, ответ частично содержится в этом сборнике, включающем работы сотрудников десяти лабораторий Института теории и истории педагогики РАО, исследующих широкий спектр проблем педагогической науки: теории и истории педагогики, философии образования, дидактики, теории воспитания, методологии педагогических измерений, педагогической компаративистики, теории непрерывного образования, а также работы наших коллег из регионов. Сборник предназначен научным сотрудникам, учителям, преподавателям вузов, студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся педагогическим специальностям. УДК 37.01, ББК 74е(о), П-24 |