ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА С.Г. ШАПОВАЛЕНКО (Руководитель: Т.С. НАЗАРОВА)
Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
nazarova06@mail.ru
Основатель и руководитель научной школы:
Руководитель – Назарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, член – корреспондент РАО. Основатель Научной школы Сергей Григорьевич Шаповаленко, доктор педагогических наук, профессор, академик АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, член образовательного совета ЮНЕСКО.
Научная школа зародилась в 1965 году в структуре Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО) АПН РСФСР. Ее целью стало развитие новой составляющей педагогики, сложившейся в самостоятельное направление – «инструментальная дидактика», дополняющая и развивающая теории обучения вновь открытыми закономерностями проявлениями инструментально-деятельностной функции средств и среды обучения и развития в условиях ее практической реализации.
Характеристика научной школы, идеи и проблемы.
В рамках Научной школы:
– разработаны научные основы разработки методологии и теории создания систем средств обучения по предметам,
– представлены проблемы материально-технического обеспечения образовательного процесса, велось обоснование становления и развития учебной индустрии образования;
– созданы нормативно-методические документы, в частности «Типовые перечни учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», разработка учебной мебели и приспособлений для классов, кабинетов и лабораторий;
– определены основы перехода новой школы на кабинетную систему организации занятий;
– разработана технологическая предметно-информационная среда учебных кабинетов и подразделений, инфраструктура новой школы; – разработан стандарт учебно-материальной базы общего среднего образования, педагогические метрики сертификации качества и педагогической эффективности средств обучения на основе требований педагогической эргономики.
Идеи комплексности и системности, междисциплинарности реализованы на основе разработанной С.Г. Шаповаленко общей теории создания и комплексного использования школьного оборудования, технических средств обучения и воспитания. Введено понятие «учебно-методический комплекс», разработаны тематические комплексы средств обучения, представленные в технологических картах и включенные в предметные методики. Осуществлена разработка когнитивных педагогических технологий, интегрированного медиаобразования, теории и практики проектирования и использования образовательной среды общего среднего образования на основе архитектурно – педагогической концепции и технологии педагогического инжиниринга, предложена концепция проектирования материально-технического и инструментально – деятельностного компонента информационно – предметной среды новой школы. Разработана стратегия развития учебной книги в системе средств обучения и учебно-методических комплексов нового поколения.
Введены в структуру стандартов образования требования к материально-техническим условиям обеспечения основных образовательных программ ФГОС.
Подготовка кадров высшей квалификации. За годы существования научной школы защищено только сотрудниками института 70 кандидатских диссертаций и 11 докторских по проблемам теории и методики создания и использования средств обучения.
Основополагающие результаты теоретических и практических научных исследований. Разработано более пяти тысяч средств обучения, 10 ГОСТов на школьную мебель, 11 ГОСТов на учебное оборудование, 5 методических документов, регламентирующих оценку качества на стадии разработки, изготовления и использования средств в учебном процессе. Разработанные стандарты на школьную мебель получили международное признание (ИСО 59-70) в 15 странах мира. Созданы методические пособия, книги, дидактические материалы серии «Библиотека учителя» по проблемам оборудования кабинетов, методик использования средств обучения, дидактики технических средств, компьютеризации и технологиям обучения по всем предметным областям.
Результаты исследований представлены в виде пяти поколений «Перечней учебного оборудования для школ» (последние с аннотациями. Исследования обобщены в книге «Средства обучения. Технология создания и использования» (1998 – 11, 28 п.л. в соавторстве с Полат Е.С.) и коллективных монографиях «Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения» (2012 г. – 27,7 п.л.), и «Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образовании» (2014 – 10 п.л.).
Ученики и последователи научной школы.
Последователи представлены дочерними научными школами: Институтом информатизации образования РАО, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, а также компаниями и фирмами, ведущими разработку средств обучения, классов, кабинетов, иных подразделений школы и методик их использования совместно с сотрудниками научной школы (центр средств обучения Института стратегии развития образования).
Перспективы исследований научной школы.
Дальнейшее развитие методологии, теории и практики создания перспективных систем средств по предметным и интегрированным образовательным областям; формирование культуротворческой технологической среды обучения и воспитания как источников содержания образования, способов его трансляции и усвоения с использованием когнитивных технологий на базе мультидисциплинарных комплексов; создание нормативно-методической документации как условия становления системы национальной стандартизации материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС.
Темами исследований последних лет стали:
«Концептуальные основы материально-технического обеспечения образовательных стандартов в контексте разработки перспективной системы средств, среды и технологии обучения» (2016 г.) и «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (2017 г.).
Тематика обусловлена следующими документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт и примерные образовательные программы, введение во ФГОС специального раздела «Требования к условиям реализации основной образовательной программы общего среднего образования: материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса».
2. Федеральная целевая программа развития образования России на 2016-2020 гг. (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. №479).
3. Материалы заседания Госсовета по вопросам общего образования. Перечень поручений президента РФ Путина В.В. по итогам заседания Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23.12.2015 (по информации kremlin.ru ранее принятой (2010 г.) президентской Инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Целью работы 2016 г. - создание системы нормативно-методических документов по реализации ФГОС в области материально-технического обеспечения основных образовательных программ.
Анализ состояния материально-технического обеспечения основных образовательных программ указал на острую необходимость разработки системы нормативно-методической документации для реализации ФГОС.
Основные направления НИР:
определение фундаментального ядра содержания образования, и проектирование систем средств обучения адекватных основным образовательным программам; разработка методического и технологического инструментария проектирования, создания методик и технологий использования средств учебного назначения, создание требований к инфраструктуре новой школы, совершенствование подготовки учителей в плане владения основами инструментальной дидактики и эффективного управления процессом обучения, воспитания и развития школьников.
Формирование систем учебного оборудования остро нуждается в усилении фундаментальных научных исследований и внедрении результатов в практику проектирования и производства средств обучения в виде педагогико-эргономичесих регламентов и методических руководств.
В рамках проекта 2017 г. «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» разрабатывается тема «Стратегия проектирования и использования комплексов средств обучения как источников, трансляторов и конструкторов технологического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности».
Научная деятельность Школы в 2017 году
Назарова Т.С.
Центр средств обучения
В 2018 году представители научной школы «Инструментальная дидактика: Научная школа С.Г. Шаповаленко» Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н. работали в рамках государственного задания «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях», проект 27.7948.2017/БЧ по теме «Инструментально-дидактические основания формирования функциональной грамотности в предметных курсах начальной, основной школы: мировоззренческий, междисциплинарный, технологический аспекты».
Задачи исследования 2018 года:
Обосновать принципы разработки мультидисциплинарных комплексов средств обучения(МДК СО) и когнитивных технологий как условия управления процессом усвоения знаний.
Разработать технологию создания мультидисциплинарных комплексов средств обучения(МДК СО) как условия реализации функциональной грамотности.
В процессе исследования были получены следующие результаты:
1. Раскрыто понятие «Мультидисциплинарный комплекс» и показаны целевые приоритеты его трансформации в фундаментальное знание как условия достижения функциональной грамотности школьников и профессионального мастерства педагога в начальной, основной и старшей школе.
2. Определены понятийно-терминологические особенности междисциплинарной атрибутики МДК, сформирован тезаурус на основе синергетического и личностно-ориентированного подходов.
3. Показаны системные основания проектирования МДК, сопряженные с традиционными и коммуникационными технологиями в образовании.
4. Представлен алгоритм проектирования МДК на основе специфики обучения в начальной, основной и старшей школе и спроектированы вариативные модели, учитывающие особенности на каждом этапе обучения.
5. Разработана технология создания мультидисциплинарных комплексов средств обучения (МДК СО) как условия управления процессом усвоения знаний в достижении функциональной грамотности школьников.
6. Выявлена специфика и предложены образцы МДК для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы.
7. В аспекте современного назначения функциональной грамотности, а именно ее ценности и значимости не только для личности, но и для общества предложены образцы мультидисциплинарных комплексов, для формирования нового мировоззрения в контексте «человек – природа».
8. Обоснована необходимость введения термина «модельная наглядность». Предложена классификация средств модельной наглядности.
Результатом исследований 2018 года стало методическое пособие «Технология создания и использования мультидисциплинарных комплексов средств обучения для начальной, основной и старшей школы», 8 п.л.
Основные результаты исследования отражены в следующих опубликованных статьях:
1) Назарова, Т.С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я.А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения. [Текст] / Т.С. Назарова // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке(28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова.– М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 243 с. - С. 78-88.
2) Назарова Т.С. Проблемы экспертизы школьного учебника // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 443-454.
3) Назарова, Т.С., Тихомирова, К.М., Кудина, И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» [Текст] / Т.С. Назарова, К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018, Т. 2. № 1(47). - С. 169-182.
4) Кожевников Д.Н. Создание средств модельной наглядности в постнеклассическом периоде развития знания // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018.– 243 с. - С. 175 -182.
5) Кожевников Д.Н. Полимодельная интерпретация как поле действия когнитивных технологий при использовании мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 1. 2018. C. 105-117.
6) Кожевников Д.Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Ценности и смыслы, 2018, №5 (57), с. 97-110.
7) Кожевников Д.Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 372-386.
8) Кудина, И.Ю., Тихомирова, К.М. Теоретические основания построения комплексов средств обучения с использованием электронных ресурсов. [Текст] / И.Ю. Кудина, К.М. Тихомирова // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний / Материалы Юбилейной Х Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2018» (Информационные технологии в современном мире). Выпуск № 1 (16). - Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2018. - С. 301-309.
9) Кудина, И.Ю., Тихомирова, К.М. Реализация принципа наглядности в инструментальной дидактике, средствах обучения и их комплексах. [Текст] / И.Ю. Кудина, К.М. Тихомирова // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова.– М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 243 с. - С. 212-221.
10) Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Реализация принципа наглядности в учебниках и учебных пособиях по литературе // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 37-53.
11) Тихомирова К.М. , Кудина И. Ю. Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки// Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 3.2018. C. 61-77.
12)Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. От иллюстрации в учебнике – к системе средств обучения (исторический аспект) // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 295-309.
Кроме того, в издательства переданы следующие статьи:
1) Назарова Т.С. «Дидактика функциональной грамотности в контексте теории самоорганизации» (ж. Педагогика, № 1, 2019).
2) Кожевников Д.Н. Использование метода полимодельной интерпретации для обеспечения модельной наглядности мультидисциплинарных комплексов средств обучения (ж. Проблемы современного образования, № 10).
Результаты научной деятельности были представлены на следующих научно-практических мероприятиях:
1) Семинар Факультета педагогического образования МГУ «Проект «Деятельностной педагогики». 20 марта 2018 года. Москва, МГУ.(Кожевников Д.Н.)
2) Семинар Центра филологического образования Института стратегии развития образования РАО «Литературный канон». Москва, ФГБНУ ИСРО РАО. 2 апреля 2018 г. (Кудина И.Ю.)
3) Московский международный салон образования (ММСО-2018), круглый стол «Особенности организации современной образовательной среды в школах России и за рубежом». Москва, ВДНХ. 20 апреля 2018 г. (Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)
4) X Юбилейная Международная научно-практическая конференция "Электронная Казань 2018" (Информационные технологии в современном мире). Казань. 24-25 апреля 2018 г. (Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. )
5) 16-я Международная выставка лабораторного оборудования и химических реактивов «АНАЛИТИКА ЭКСПО». Москва, Сокольники. 25 апреля 2018 г.(Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)
6) Всероссийский Образовательный форум «Учебник в современной информационно-образовательной среде». Москва, Общественная палата РФ. 11 октября 2018 г. (Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)
Новости
Сотрудники центра средств обучения ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО": Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Смиркина О.Л. приняли участие в форуме "Технологии в образовании. STEMvsSTEAM", который состоялся 28-30 марта 2019 г. в Москве (Экспоцентр).
Тема Форума находится в русле основного направления работы центра средств обучения: обновление содержания и форм, учебного оборудования, средств обучения и технологических решений.
В рамках Форума прошла выставка учебного оборудования, средств обучения и технологических решений организованная в поддержку Указа Президента России от 07.05.2018 № 204.
На пленарном заседании Форума «Технологии в образовании: кто будет обучать в технологичном мире?» с основным докладом выступил Президент РАО Зинченко Юрий Петрович.
Сотрудники центра средств обучения также приняли участие в пленарном заседании по теме «Технологии в образовании: кто будет обучать в технологичном мире?» и в работе круглого стола по теме: «STEM vs STEAM: пространство инноваций».
В рамках развития идей научной школы «Инструментальная дидактика» проходило обсуждение на круглом столе «Барьеры технологизации образования и механизмы их преодоления». Назарова Татьяна Сергеевна, руководитель центра средств обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» выступила с докладом, вызвавшим большой интерес разработчиков и производителей средств обучения.
Основная идея доклада – взаимосвязь науки, школы и производства в рамках развития учебной когнитивной индустрии. Особое внимание было уделено основным направлениям технологизации образования:
Назарова Татьяна Сергеевна особо отметила, что условием успешной технологизации является национальный стандарт УМБ, основы создания которого разработаны центром средств обучения.
Приоритетным нормативом Стандарта материально-технической базы школы является «Перечень учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России», который обеспечивает:
Вместе с тем, обозначенная проблема имеет ряд дидактических и организационных барьеров, преодоление которых возможно при внедрении результатов научных исследований в практические разработки производителей средств обучения и учебного оборудования.
Одним из основных положений, реализуемых представителями научной школы, является реализация принципа наглядности как средства взаимосвязи изучения предметов гуманитарного естественно-математического циклов и формирование на этой основе гуманитаризации образования.
На форуме демонстрировались пособия, предназначенные для изучения русского языка и литературы, разработанные сотрудниками Института содержания и методов обучения и Института стратегии развития образования (Кудиной И.Ю., Емельяновой М.Л., Пименовой В.Н., Курушиным А.А., Ланиным Б.А., Мерзликиной И.В.).
Среди наглядных средств как традиционные, проверенные временем пособия, так и новые, отражающие современные процессы обучения. Помимо печатных пособий они включают альтернативный носитель учебной информации – компакт-диск, позволяющий как расширить печатный источник, так и разнообразить организационные формы работы обучающихся. Важной составляющей всех пособий являются подробные методические рекомендации.
Идея встроенности электронных средств в педагогические технологии – одна из важнейших задач обучения и создания новой информационно-коммуникационной предметной среды. Она базируется на взаимосвязи пяти основных межпредметных и междисциплинарных практик, выявленных синергетической наукой.
11 апреля 2019 года сотрудники центра средств обучения Института стратегии развития образования РАО Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Смиркина О.Л. приняли участие в работе Московского международного салона образования «ММСО-2019».
В зале «Выготский» проходил круглый стол «Компетентностная закупка. Выгодный поставщик».
Назарова Татьяна Сергеевна, руководитель центра средств обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», как спикер круглого стола, выступила с докладом «Проблемы комплектования школ учебным оборудованием».
В докладе была представлена технология разработки и поставки на производство учебного оборудования и комплектования им школ.
Доклад вызвал большой интерес, привел к прениям и дебатам разработчиков и производителей средств обучения и учебного оборудования. Особое внимание было уделено технологическим новациям в образовании.
Кожевников Д.Н. принимал также участие в круглом столе «Технологические тренды в образовании», где были представлены новые специальности, которые станут актуальны в течение ближайших пяти лет и способы привлечения молодежи в обучение. В настоящее время особое внимание уделяется дополнительному образованию, однако при этом наблюдается конфликт двух форм образования, в силу отсутствия между ними четко обозначенных границ.
На обоих форумах было обращено внимание на все более развивающийся синдром электронного перекоса в использовании средств и технологий обучения и необходимость нормативно-методического обеспечения применения цифровых ресурсов.
Жизнеспособность научной школы «Инструментальная дидактика» и ее развитие в контексте новых научно-технических достижений продемонстрировано ее последователями, соавторами, изготовителями учебного оборудования: Игнатенко А.С., Куприяновым А.В., Поваляевым О.А., Васильевым С.В., Смолевым Б.В.
Основные публикации научной школы:
По материалам исследования опубликованы следующие работы:
- Кожевников Д.Н. Когнитивные барьеры и работа с категорией сложности в обучении в свете различных исторических типов научной рациональности // Вестник Московского Университета / Серия 20. Педагогическое образование. № 2. - М.: МГУ, 2016. - 132с. С.28-36.
- Кожевников Д.Н. Полимодельные интерпретации как один из механизмов реализации мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Международная научно-практическая конференция «Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации», г. Пенза, 25 сентября 2016.
- Кожевников Д.Н. Создание полимодельных интерпретаций в информационно-образовательной среде // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
- Кожевников Д.Н. Средства обучения на базе когнитивных технологий и проблема сложности // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
- Кудина И.Ю. Методические подходы к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов для изучения литературы / Сборник материалов конференции «Мотивация школьников к смысловому досуговому чтению: от проблем к решению», - М.: , 2016.
- Кудина И.Ю. Реализация деятельностного подхода в электронном учебнике по литературе // 21-я Международной конференция представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2016», 19-23 сентября 2016.
- Кудина И.Ю. Электронные учебники и электронные образовательные ресурсы как компоненты иформационно-предметной среды для изучения литературы // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
- Кудина И.Ю. Электронные учебники по литературе: функциональный потенциал и методические возможности / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Вып. №1(14), - Казань: Юниверсум, 2016. С. 352-360.
- Кудина И.Ю. Реализация деятельностного подхода в электронном учебнике по литературе // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
- Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Роль и значение современной системы средств обучения в деятельностной педагогике // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
- Назарова Т.С. Когнитивные технологии в образовании и мультидисциплинарные учебные комплексы // Вестник. Московского ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. - 2016. - №3. - С.45-71.
- Назарова Т.С. Инструментально-дидактические основания деятельностной педагогики в образовании // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
- Тихомирова К.М. Интеграция традиционных и электронных форм обучения в интерактивном наглядном комплексе для начальных классов / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Вып. №1(14), - Казань: Юниверсум, 2016. С. 547-557.
- Тихомирова К.М. Мультимедийные средства обучения – дидактический компонент информационно-образовательной среды школы // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
- Тихомирова К.М. Средства обучения в системно-деятельностном подходе к обучению и учению младших школьников // Тезисы четвёртой Международной конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (ДППО-2016), г. Воронеж, 9-12 сентября 2016.
- Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н. Информационно-образовательная среда и ее составляющие // «Ученые записки ИУО РАО» на сайте издания www.iuorao.com
- Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. Дидактические компоненты образовательной среды в современной классификационной системе средств обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6.
- Назарова Т.С. Создание нормативно-методической системы материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС: проблемы и перспективы // Вестник Московского ун-та. Серия 20. Педагогическое образование. - 2017. - №1. С. 3-16.
- Тихомирова К.М., Кудина И.Ю.От комбинаторных средств обучения к учебно-методическим комплексам с использованием мультимедийных технологий / Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. - Казань: Юниверсум, 2017.
В 2018 году представители научной школы «Инструментальная дидактика: Научная школа С.Г. Шаповаленко» Назарова Т.С., Тихомирова К.М., Кудина И.Ю., Кожевников Д.Н. работали в рамках государственного задания «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях», проект 27.7948.2017/БЧ по теме «Инструментально-дидактические основания формирования функциональной грамотности в предметных курсах начальной, основной школы: мировоззренческий, междисциплинарный, технологический аспекты».Задачи исследования 2018 года: Обосновать принципы разработки мультидисциплинарных комплексов средств обучения(МДК СО) и когнитивных технологий как условия управления процессом усвоения знаний.Разработать технологию создания мультидисциплинарных комплексов средств обучения(МДК СО) как условия реализации функциональной грамотности. В процессе исследования были получены следующие результаты:1. Раскрыто понятие «Мультидисциплинарный комплекс» и показаны целевые приоритеты его трансформации в фундаментальное знание как условия достижения функциональной грамотности школьников и профессионального мастерства педагога в начальной, основной и старшей школе.2. Определены понятийно-терминологические особенности междисциплинарной атрибутики МДК, сформирован тезаурус на основе синергетического и личностно-ориентированного подходов.3. Показаны системные основания проектирования МДК, сопряженные с традиционными и коммуникационными технологиями в образовании.4. Представлен алгоритм проектирования МДК на основе специфики обучения в начальной, основной и старшей школе и спроектированы вариативные модели, учитывающие особенности на каждом этапе обучения.5. Разработана технология создания мультидисциплинарных комплексов средств обучения (МДК СО) как условия управления процессом усвоения знаний в достижении функциональной грамотности школьников.6. Выявлена специфика и предложены образцы МДК для формирования функциональной грамотности учащихся начальной школы.7. В аспекте современного назначения функциональной грамотности, а именно ее ценности и значимости не только для личности, но и для общества предложены образцы мультидисциплинарных комплексов, для формирования нового мировоззрения в контексте «человек – природа».8. Обоснована необходимость введения термина «модельная наглядность». Предложена классификация средств модельной наглядности. Результатом исследований 2018 года стало методическое пособие «Технология создания и использования мультидисциплинарных комплексов средств обучения для начальной, основной и старшей школы», 8 п.л. Основные результаты исследования отражены в следующих опубликованных статьях:1) Назарова, Т.С. Восхождение к знанию по ступеням наглядности: от идеи наглядности Я.А. Коменского к принципу предметности развивающего обучения. [Текст] / Т.С. Назарова // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке(28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова.– М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 243 с. - С. 78-88. 2) Назарова Т.С. Проблемы экспертизы школьного учебника // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 443-454.3) Назарова, Т.С., Тихомирова, К.М., Кудина, И.Ю. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» [Текст] / Т.С. Назарова, К.М. Тихомирова, И.Ю. Кудина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018, Т. 2. № 1(47). - С. 169-182. 4) Кожевников Д.Н. Создание средств модельной наглядности в постнеклассическом периоде развития знания // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018.– 243 с. - С. 175 -182.5) Кожевников Д.Н. Полимодельная интерпретация как поле действия когнитивных технологий при использовании мультидисциплинарных дидактических комплексов средств обучения // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 1. 2018. C. 105-117.6) Кожевников Д.Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Ценности и смыслы, 2018, №5 (57), с. 97-110.7) Кожевников Д.Н. Современные особенности использования средств модельной наглядности в процессе обучения // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 372-386.8) Кудина, И.Ю., Тихомирова, К.М. Теоретические основания построения комплексов средств обучения с использованием электронных ресурсов. [Текст] / И.Ю. Кудина, К.М. Тихомирова // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний / Материалы Юбилейной Х Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2018» (Информационные технологии в современном мире). Выпуск № 1 (16). - Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2018. - С. 301-309. 9) Кудина, И.Ю., Тихомирова, К.М. Реализация принципа наглядности в инструментальной дидактике, средствах обучения и их комплексах. [Текст] / И.Ю. Кудина, К.М. Тихомирова // Я.А. Коменский и современность: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 425-летию со дня рождения великого педагога и 250-летию первого издания его произведений на русском языке (28 ноября 2017 г.) / Под научной редакцией В.Г. Безрогова, К.Ю. Милованова.– М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018. – 243 с. - С. 212-221. 10) Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. Реализация принципа наглядности в учебниках и учебных пособиях по литературе // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 37-53.11) Тихомирова К.М. , Кудина И. Ю. Комплекс средств обучения с позиций современной педагогической науки// Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. № 3.2018. C. 61-77.12) Тихомирова К.М., Кудина И.Ю. От иллюстрации в учебнике – к системе средств обучения (исторический аспект) // Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума (г. Москва, 11-12 октября 2018 года) [Электронный ресурс] / Под ред. И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. CD-ROM. С. 295-309. Кроме того, в издательства переданы следующие статьи:1) Назарова Т.С. «Дидактика функциональной грамотности в контексте теории самоорганизации» (ж. Педагогика, № 1, 2019).2) Кожевников Д.Н. Использование метода полимодельной интерпретации для обеспечения модельной наглядности мультидисциплинарных комплексов средств обучения (ж. Проблемы современного образования, № 10). Результаты научной деятельности были представлены на следующих научно-практических мероприятиях: 1) Семинар Факультета педагогического образования МГУ «Проект «Деятельностной педагогики». 20 марта 2018 года. Москва, МГУ.(Кожевников Д.Н.)2) Семинар Центра филологического образования Института стратегии развития образования РАО «Литературный канон». Москва, ФГБНУ ИСРО РАО. 2 апреля 2018 г. (Кудина И.Ю.)3) Московский международный салон образования (ММСО-2018), круглый стол «Особенности организации современной образовательной среды в школах России и за рубежом». Москва, ВДНХ. 20 апреля 2018 г. (Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)4) X Юбилейная Международная научно-практическая конференция "Электронная Казань 2018" (Информационные технологии в современном мире). Казань. 24-25 апреля 2018 г. (Кудина И.Ю., Тихомирова К.М. )5) 16-я Международная выставка лабораторного оборудования и химических реактивов «АНАЛИТИКА ЭКСПО». Москва, Сокольники. 25 апреля 2018 г.(Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)6) Всероссийский Образовательный форум «Учебник в современной информационно-образовательной среде». Москва, Общественная палата РФ. 11 октября 2018 г. (Назарова Т.С., Кожевников Д.Н., Кудина И.Ю., Тихомирова К.М.)