Научные издания

Издания Института

Сборник научных отчетов по государственному заданию 2017 года (pdf)

Материалы конференций Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование в условиях смешанного обучения" Сборник стате...
  • Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века

    cover ovchinnikХрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века: Хрестоматия / Составители: Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н., Овчинников А.В., Прокофьева Е.А. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 564 с.

    ISBN 978-5-904212-09-4

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008–2012 г.г.

    УДК 37(09)(075.8) ББК 74.03(2) Б431

    В Хрестоматии собраны классические произведения, имеющие научный и практический интерес для современного читателя. Кроме традиционных произведений, обычно входящих в хрестоматийные издания, читатель найдет практически не публиковавшиеся ранее сочинения, ставшие также явлениями классической педагогики. Таковы сочинения ранних славянофилов, а также авторов, которых нельзя причислить к педагогам, но которые во многом способствовали приращению педагогического знания. Задачей составителей также было ознакомление читателей с материалами, дотоле малоизвестными. Некоторые наиболее значимые произведения авторов русского Зарубежья также нашли отражение в издании. Хрестоматия предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХIХ–начала ХХ века

  • Учитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада

    cover bezrogovУчитель и ученик: становление интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации Древности и Средневековья). Коллективная монография под ред. Н.Б. Баранниковой и В.Г. Безрогова. М.: ИТИП РАО, 2013. – 706 с.

    ISBN 978-5-904-212-13-1

    Монография издается в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008–2012 гг. Работа над книгой частично поддержана грантом РГНФ № 11-06-00277а.

    УДК 37(09)(100) ББК 74.03(0) С-765

    В книге отражено возникновение и основные этапы становления интерсубъектных отношений в истории педагогики Востока и Запада. Рассмотрены фигуры учителя и ученика в различных цивилизациях Древности и Средневековья вплоть до начала Нового времени.

    Издание предназначено научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Скачать книгу по ссылке (pdf)

  • Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки

     374Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки: Монография. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013. 192 с.

    ISBN 978-5-905736-03-2

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008 — 2012 гг.

    УДК 37.01 ББК 74в01 Л-84

    В монографии рассматриваются вопросы, связанные с реализацией педагогической наукой функций описания и объяснения образовательной действительности, а также предсказания изменений в ней. Проанализированы и проинтерпретированы особенности осуществления этих функций в историко-педагогических и экспериментальных педагогических исследованиях.

    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Лукацкий М.А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки

  • Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс

    cover turbovskoyТурбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс: Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 276 с.

    ISBN 978-5-904212-22-3

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008–2012 г.г.

    УДК 37.01 ББК 74в01 П-24

    Лабораторией философии образования проведено комплексное исследование, в котором системно обосновано и раскрыто взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования в современных, определяемых глобализацией, условиях, как управляемый процесс.

    Монография предназначена научным работникам, руководителям органов управления системы образования, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс

  • Детская общность как объект и субъект воспитания

    cover selivanovaДетская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. – 322 с.

    ISBN 978-5-904212-21-6

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008–2012 г.г.

    УДК 37.018.2 ББК 74.200 С-291

    Эта монография – результат коллективной научной работы сотрудников лаборатории теории воспитания ФГНУ ИТИП РАО. В ходе исследования разрабатывались концептуальные основы развития детско-взрослой общности в современной системе образования, осуществлялась апробация основных положений концепции – типологии общностей, основных параметров их характеристик – и поучено их экспериментальное подтверждение.

    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Детская общность как объект и субъект воспитания

  • Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени

    cover kornetov
    Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени : Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. – 388 с.
     
    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008–2012 г.г.
     
    В монографии рассматривается развитие западной педагогики на протяжении более полутора тысяч лет. При этом историческая логика подачи материала сопровождается акцентированием внимания на тех события и процессах, которые обладают значительным эвристическим потенциалом для понимания и развития современного педагогического знания, для решения актуальных проблем теории и практики образования.
     
    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.
     
    УДК 37.01 ББК 74 вб K-673, ISBN 978-5-904212-10-0
    Полная версия по ссылке: Корнетов Г.Б. Эвристический подход к изучению историко-педагогических феноменов Средневековья и Нового времени

  • Найдёнова Н.Н. Социально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования

    ser30 9Найдёнова Н.Н. Социально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования: Монография. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, — 2012. — 260 с.

    ISBN 978-5-904212-12-4

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008 — 2012 гг.

    УДК 37.01 ББК 74в6 Н-209

    В монографии приведены теоретические подходы к выявлению социально-педагогических факторов в международных исследованиях: ТИМС, ПИЗА и ПИРЛС: описаны стандарты проведения исследований; указаны принципы эвалюации качества образования; введена классификация факторов. Также дан сравнительный анализ факторов, применяемых в национальных системах оценки качества образования: приведены индикаторы и индексы; предложена пошаговая модель мультиплексного измерения качества образования; описаны тенденции глобализации образования на примере двух стран постсоветского образовательного пространства.

    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Найдёнова Н.Н. Социально-педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования

  • Логвинов И. И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент)

    ser30 8Логвинов И. И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент). — М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. — с.180
    ISBN 978-5-904212-11-7

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008 — 2012 гг.

    УДК 371.214 ББК 74.202.2 Л-691

    В предлагаемом читателям тексте автор излагает собственную точку зрения на процесс становления и развитие современного дидактического знания и его природу. Анализ и критика современной методологии дидактических исследований приводят автора к выводу о необходимости новой структуры дидактики и определению реального места теории и эксперимента в этой структуре.

    Монография предназначена для научных работников, преподавателей в системе профессионального образования, а также при подготовке научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Логвинов И. И. Содержание и структура закономерностей процесса обучения (теория и эксперимент)

  • Ермоленко В.А., Царева Л.С., Черноглазкин С.Ю. Прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования

    ser30 7Ермоленко В.А., Царева Л.С., Черноглазкин С.Ю. Прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования / Под руководством и научной редакцией В.А. Ермоленко. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ. — 2012. — 400 с.

    ISBN 978-5-85338-044-8

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008 — 2012 гг.

    УДК 37.013.3 ББК 74.05(2Рос) Е 744

    В монографии представлены научно-методологические основы прогнозирования развития образовательных программ непрерывного образования как теоретические основания организации опережающего образования.

    Предназначена для работников подсистем непрерывного образования, а также научных работников и аспирантов.

    Полная версия по ссылке: Ермоленко В.А., Царева Л.С., Черноглазкин С.Ю. Прогнозирование развития образовательных программ в условиях непрерывного образования

  • Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии

    ser30 6Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, — 2012. — 436 с.

    ISBN 978-5-904212-06-3

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008—2012 г.г.

    УДК 37(09)(47) ББК 74.03(2) Б-748

    Монография содержит материалы, посвященные характеристике современной методологии и теории историко-педагогического знания: дана картина историко-педагогического пространства России; представлена методология современного историко-педагогического исследования; отечественная история педагогики рассмотрена в контексте архетипических представлений и диалога культур; обоснованы методологические подходы к исследованию процессов реформирования российского образования; представлена модель процесса развития отечественной педагогической науки ХХ века.

    Монография предназначена для научных работников, преподавателей в системе профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии

  • Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю., Сумнительный К.Е. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.)

     378Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю., Сумнительный К.Е. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.): Монография / Под ред. члена — корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора М.В. Богуславского. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — 500 с.

    ISBN 978-5-905736-04-9

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008—2012 г.г.

    УДК 37(09)(47) ББК 74.03(2) Б-748

    Монография содержит материалы, посвященные: характеристике методологических подходов к трактовке процесса развития основных направлений в отечественной педагогической науке XX века; формированию теоретических основ отечественной образовательной политики; теоретическим основам элитного образования; развитию теории содержания дошкольного и общего образования; основным направлениям использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании ХХ века.

    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Богуславский М.В., Богуславская Т.Н., Лобзаров В.М., Милованов К.Ю., Сумнительный К.Е. Преемственность и новаторство в развитии основных направлений отечественной педагогической науки (конец XIX-XX вв.)

  • Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики

     377Корнетов Г.Б., Безрогов В.Г., Баранникова Н.Б., Кошелева О.Е., Мошкова Л.В. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики. Сборник научных трудов и материалов / Под ред. Г.Б. Корнетова. М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2012. — 712 с.

    ISBN 978-5-904212-05-6

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008—2012 г.г.

    УДК 37.013 ББК 74.00(2Рос) И-902

    Материалы сборника содержат результаты анкетирования российских историков педагогики, статьи, посвященные актуальным проблемам историко-педагогических исследований.

    Сборник предназначен научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики

  • Предметность обучения в школьном образовательном процессе

     376Предметность обучения в школьном образовательном процессе / Под ред. Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012. — 382 с.

    ISBN 978-5-905736-05-6

    Работа выполнена в соответствии с планом фундаментальных исследований Российской академии образования 2008—2012 г.г.

    УДК 37 1.З ББК 74.202.13 О-749

    В монографии обосновано введение новой дидактической категории «предметность обучения», выполняющей инструментальную функцию при отборе и структурировании содержания образования. Охарактеризована предметность и средства ее реализации в различных дидактических подходах.

    Монография предназначена научным работникам, преподавателям системы профессионального образования, а также для подготовки научных кадров по педагогическим специальностям.

    Полная версия по ссылке: Предметность обучения в школьном образовательном процессе

  • Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография.

    Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст: монография. — М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. — 160 с.

    ISBN 978-5-904212-08-7, УДК 37.01
    ББК 74в01 И241

    В монографии раскрываются в философско-методологическом контексте проблемы, препятствующие развитию дидактических систем, предлагается осмысление возможных современных дидактических подходов с позиций классической, неклассической и постмодернистской методологий в логике «из прошлого — через настоящее — в будущее».

    Книга может быть интересна представителям научно-педагогического сообщества: научным сотрудникам, начинающим исследователям, творческим педагогам-практикам.

  • СБОРНИК СТАТЕЙ Международной научной конференции «Образование в постиндустриальном обществе»

    novikov2013 obl200

    Образование в постиндустриальном обществе : сб. статей междунар. науч. конф., посвященной Александру Михайловичу новикову – Учёному, Учителю, Человеку! 2 декабря 2013 г. / Институт теории и истории педагогики РАО. — М. : ИИУ МГОУ, 2014. — 292 с.

    В сборнике статей конференции представлены: личные воспоминания учеников и коллег о А.М. Новикове; публикации, освещающие его научные труды по методологии и теории педагогики; публикации молодых исследователей, посвященные актуальным проблемам образования в постиндустриальном обществе; результаты исследований педагогов в области профессионального образования.

    Сборник адресован: научным работникам, преподавателям и студентам вузов, докторантам, аспирантам, соискателям.

    УДК 37, ББК 74, О-23

    ISBN 978-5-7017-2203-1

    © Институт теории и истории педагогики РАО, 2014.

    © Оформление. ИИУ МГОУ, 2014.

     Скачать сборник

  • Юбилейная книга к 70-летию ИТИП РАО

     

    alt    Институт теории и истории педагогики: 1944-2014. 

         Под общей редакцией д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой - М.: ФГНУ ИТИП        РАО, 2014. - 448 С.

    Книга посвящена 70-летнему юбилею Института теории и истории педагогики Российской академии образования. За эти десятилетия произошли значительные изменения в стране, Академии педагогических наук, а ныне – РАО, и они отражались в деятельности Института, который развивался вместе с Академией, прирастал новыми именами ученых-педагогов, развивал несколько серьезных направлений по всему спектру педагогической науки, служил отечественному образованию. Институту есть чем гордиться. И сотрудники Института, которые считают за честь работать в его стенах, сочли необходимым в юбилейный год внести свою лепту в историю этого флагманского научного учреждения Российской академии образования: рассказать о современных исследованиях, вспомнить о научных подразделениях, которые ушли в прошлое, обратиться к памяти Учителей, оставивших след в учениках, продолжающих и развивающих дело, которое стало общим. Наша книга – это и своеобразная актуализация решенных за десятилетия педагогических проблем, и благодарная оценка сделанного нашими предшественниками, и жизнь Института в юбилейный год, и взгляд в будущее. В первую очередь, это дань памяти и уважения к тем, кто работал в Институте, кто стоял у истоков его становления, и «промежуточный отчет» тех, кто трудится в нем сегодня.

    УДК 061.6; 37.01, ББК 74.03, И21, ISBN 978-5-904212-30-8

    Скачать Книгу

     

  • Сборник научных трудов «Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития»

    alt

    В серии «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ РАО» вышел из печати Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции «Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития», состоявшейся 28–29 мая 2014 г. в Москве.

    Конференция проведена ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО и поддержана грантом Российского гуманитарного научного фонда (№ 14-06-14041), в рамках проекта № 12–06–00145 «Интеграционные процессы в образовании в контексте развития мирового образовательного пространства» Материалы сборника представлены в двух томах.

    В сборнике рассматриваются актуальные проблемы развития и роли основных направлений фундаментальной педагогической науки: теоретической педагогики, философии образования, теории воспитания, дидактики, сравнительной педагогики, истории педагогики и образования. Широкое проблемное поле конференции, её международный статус обусловливаются фактом проведения конференции в год 70-летнего юбилея Института теории и истории педагогики – ведущего теоретического института, в котором проводятся фундаментальные исследования в области наук об образовании.

    В предисловии к Сборнику проф. С.В.Иванова, директор ФГНУ ИТИП РАО, пишет о педагогическом познании, самобытности педагогического исследовательского поиска, о  проблемах  взаимодействия теории и практики. «Педагогическое познание, как познание социально обусловленное, должно и реагирует на современные тенденции развития общества, социально-экономические и социокультурные задачи, основные тренды внутренней политики, геополитические обстоятельства, техногенные процессы и многое-многое другое. Вместе с тем, как любое другое научное знание, педагогическое познание должно не только объяснять существующую реальность, но и прогнозировать будущую, не только оценивать результаты имеющихся образовательных практик, но и моделировать новые, соответствующие представлениям о завтрашнем дне». Основной задачей педагогики видится переход к междисциплинарности и трансдисциплинарности как основным методологическим ориентирам. Готова ли отечественная педагогика как наука к решению этих теоретических и  методологических проблем? На наш взгляд, ответ частично содержится в этом сборнике, включающем работы сотрудников десяти лабораторий Института теории и истории педагогики РАО, исследующих широкий спектр проблем педагогической науки: теории и истории педагогики, философии образования, дидактики, теории воспитания, методологии педагогических измерений, педагогической компаративистики, теории непрерывного образования, а также работы наших коллег из регионов.

    Сборник предназначен научным сотрудникам, учителям, преподавателям вузов, студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся педагогическим специальностям.

    УДК 37.01, ББК 74е(о), П-24

    Скачать Сборник: Том 1, Том 2.

  • 2003 Дидактика: от здравого смысла к научной теории

    превью логвинов обложкана сайт

    Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. М.: Народное образование, 2003. 224с.

    В работе члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук И.И. Логвинова рассматривается состояние современного дидактического знания и предлагается один из возможных путей построения теории процесса обучения как самостоятельной отрасли педагогики. В основе этого направления лежит понимание дидактики как совокупности различных по своей природе знаний о процессе обучения и его отдельных компонентов.

    Возможный путь построения теории процесса обучения представлен здесь на конкретном примере решения задачи определения оптимального порядка изучения учебного материала.

    © И.И. Логвинов, 2003

    © Народное образование, 2003

    БКК 74.202 Л69 ISBN 5-87953-181-3

    Печатается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Грант № 12065 –д, 2002г.

  • 2009 Прошлое и будущее отечественной общеобразовательной школы

    прошлоеибудущееИИЛОгвиновнасайтобложка

    И.И. Логвинов. Прошлое и будущее отечественной общеобразовательной школы (полемические заметки) / И.И. Логвинов – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. – 96 с.

    Рецензенты: О.В.Соловьева – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Л.М. Карнозова – кандидат психологических наук

    В книге, написанной в жанре педагогической публицистики, в авторской интерпретации освещается история отечественной общеобразовательной школы и на ее основе дается объяснение феномену постоянно повторяющихся провалов тех деяний, которые, по мнению реформаторов, должны были улучшить состояние дел в системе народного образования.

    В дополнение к этому автор знакомит читателей с некоторыми собственными соображениями по поводу общего образования молодежи и проблемами, без поиска ответов на которые общее образование не может быть с достаточной эффективностью реализовано на практике.

    УДК 373.1 ББК 74 Л69 ISBN 978-5-9770-0473-2 (НОУ ВПО МПСИ)

    © И.И. Логвинов, 2009

    © НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009

    © Оформление ООО «Гамма цвета», 2009

  • 1995 Спорные проблемы науки в учебном процессе: учебное пособие

    Нет. изображения

    Краснова Л.А. Спорные проблемы науки в учебном процессе: учебное пособие. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, 1996, - 114с.

    Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического института имени И.Я.Яковлева.

    Рецензенты: академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ И.Я.Лернер; доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН О.Г. Максимова; кандидат педагогических наук профессор, действительный член АПСН И.В. Павлов.

    Учебное пособие посвящено актуальной проблеме включения спорных проблем науки в учебный процесс в качестве самостоятельного дидактического средства. Определены функции спорных проблем науки, формы и технология введения их в обучение. Приводятся тексты проблемных познавательных задач, построенные на неясностях в науке.

    Адресуется научным работникам, учителям, студентам педвузов.

    УДК74.202.22, ББК 782, ISBN 5-88297-032-6

    © Краснова Л.А., 1995

Страница 5 из 9

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • Вперёд
  • В конец