РФФИ. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве

Уважаемые коллеги!
18 - 19 ОКТЯБРЯ 2018 года состоялась Международная научно-практическая конференция «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ».
Данное мероприятие было посвящено 100-летию со дня рождения академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой, выдающегося ученого и практика, основателя известной в России и за рубежом научной школы.
Цель конференции: Основываясь на научных традициях школы Л.И. Новиковой, предложить системное видение процесса воспитания в современных социокультурных условиях.
Конференция была посвящена поиску решения фундаментальных научных проблем:
• системному осмыслению положений теории воспитания в современных социокультурных условиях;
• определению теоретико-методологических основ становления профессионализма личности педагога как воспитателя, его личностно-профессиональной позиции, системному видению критериев эффективности деятельности педагога как воспитателя в условиях вариативных воспитательных практик;
• определению способов управления процессом воспитания, содержательному и детальному пониманию реальности процесса воспитания (воспитательной системы, воспитательного пространства, воспитательной среды и т.д.) и ресурсов воспитания;
• анализу теории и практики коллективного воспитания в современных условиях, с выделением позиций, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы, функционирования детских общественных объединений;
• выделению актуальных проблем воспитания детей и молодёжи в современных условиях, поиску инновационных «механизмов» воспитания современных детей, подростков и молодежи, лучших практик в рамках решения задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Основные направления работы конференции:
• Системный подход к анализу детского коллектива и детско-взрослой общности: значимые вопросы и актуальные практики;
• Современный педагог и современный ребенок: пространства пересечения, проблемы взаимодействия в контексте системного подхода;
• Возможности и границы концепции воспитательной системы образовательной организации;
• Эффективные методы, технологии и формы воспитания в современной школе в контексте воспитательных систем;
• Профессиональные качества современного педагога-воспитателя: системный анализ.
• Актуальные методы управления и социального влияния в процессе воспитания;
• Направления и способы развития личности современного школьника и студента;
• Перспективы развития научной школы Л.И. Новиковой.
На базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБОУ ЦО «Школа № 825» 18-19 октября 2018 года состоялась Международная научно-практическая конференция «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ», посвященная 100-летию со дня рождения академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой, выдающегося ученого и практика, основателя известной в России и за рубежом научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи».
Организатор конференции – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Министерства просвещения Российской федерации.
Партнерами конференции выступили: АНО «Педагогический поиск», Педагогическое общество России, Ассоциация классных руководителей, Associazione culturale Italia – Russia “Nostro mondo – il dialogo delle culture”, Montecatini Terme, Italia.
Конференция была посвящена поиску решения фундаментальных научных проблем: системному осмыслению положений теории воспитания в современных социокультурных условиях; определению теоретико-методологических основ становления профессионализма личности педагога как воспитателя, его личностно-профессиональной позиции, системному видению критериев эффективности деятельности педагога как воспитателя в условиях вариативных воспитательных практик; определению способов управления процессом воспитания, содержательному и детальному пониманию реальности процесса воспитания (воспитательной системы, воспитательного пространства, воспитательной среды и т.д.) и ресурсов воспитания; анализу теории и практики коллективного воспитания в современных условиях, с выделением позиций, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы и учреждений дополнительного образования; выделению актуальных проблем воспитания детей и молодёжи в современных условиях, поиску инновационных «механизмов» воспитания современных детей, подростков и молодежи, лучших социально-педагогических практик в рамках решения задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Научная и организационная подготовка к конференции проводилась научным коллективом центра стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО» под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Наталии Леонидовны Селивановой, руководителя научной школы Людмилы Ивановны Новиковой.
Конференция проходила в два дня.
18 октября в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" (ул. Макаренко, 5/16) состоялось пленарное заседание «Идеи научной школы Л.И. Новиковой: точки роста» и работа трех дискуссионных площадок.
С приветственным словом к организаторам и участникам конференции обратилась директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО», доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, отметив фундаментальность и глубину научной концепции школы Л.И. Новиковой, ее государственное признание. Светлана Вениаминовна подчеркнула значение исторических традиций научной школы, за сорок лет сформировавшей шесть поколений исследователей проблем методологии, теории и практики воспитания, научные связи школы и ее востребованность в решении ключевых проблем образования.
С.В. Иванова зачитала приветственное письмо Заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной. В письме отмечается значительный вклад научной школы Л.И.Новиковой в развитие российского общества, науки, культуры, образования, дана высокая оценка достижениям научной школы в разработке методологических проблем теории воспитания, системного подхода в воспитании, внедрению идей научной школы в теорию и практику современного образования.
С приветствием к организаторам и участникам конференции обратился национальный директор «Центра содействия распространению методов активного воспитания» (CEMEA) Жан-Батист Клерико (Франция).
На пленарном заседании с основным докладом "Достижения и перспективы развития научной школы Л.И. Новиковой" выступила член-корр. РАО, д.п.н., проф. Н.Л. Селиванова, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В докладе были раскрыты неповторимые черты личности Л.И.Новиковой как педагога, воспитателя, руководителя, гражданина, масштаб и глубина научных идей, теоретического наследия Л.И. Новиковой как создателя современной теории воспитания, междисциплинарных связей этой теории, ее значения для образования и общества в целом, особенностей развития научной школы в сфере воспитания.
«Слово об Учителе» представил член-корр. РАО, д.п.н., проф. кафедры социальной педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета А.В. Мудрик.
О выдающемся вкладе академика Л.И.Новиковой в педагогическую науку и практику современного образования рассказали академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО, д.п.н., проф. М.Л.Левицкий, член-корреспондент РАО, д.п.н., проф. С.Н.Чистякова, министр просвещения РСФСР Л.К.Балясная.
С докладом «Психологические контексты педагогической научной школы Л.И. Новиковой» выступил д.п.н., проф. кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова С.Д. Поляков.
С докладом «Социально-педагогические феномены в воспитании: взгляд на идеи Новиковой Л.И. в новых социокультурных условиях» выступила д.п.н., проф., зав.кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета М.В. Шакурова.
С видеодокладом «Этические основы научной деятельности: кейс научной школы Л.И. Новиковой» к участникам конференции обратился ученик Людмилы Ивановны Новиковой А.М.Сидоркин, PhD, Dean of the College of Education, California State University, Sacramento.
Перед участниками конференции выступил д.п.н., проф. М.В. Богуславский, с позиций историка науки очертивший генезис идей системного подхода в отечественной науке и их творческое развитие в рамках научной школы Л.И. Новиковой и научных традиций этой школы.
В тот же день 18 октября в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" (ул. Макаренко, 5/16) успешно состоялись три дискуссионные площадки конференции:
1. Теория коллективного воспитания: значимые вопросы и актуальные практики (Модераторы: д.п.н. Шустова И.Ю, к.п.н. Баранов А.Е.)
2. Современный педагог и современный ребенок в пространстве воспитания (Модераторы: к.п.н. Степанова И.В., к.п.н. Черкашин О.Е.)
3. Воспитательная система и воспитательное пространство в контексте современного образования (Модераторы: к.п.н. Беляев Г.Ю., к.п.н. Баранова Н.А.).
Спикерами дискуссионных площадок выступили доктора наук, известные ученые и практики, руководители научных и образовательных организаций и учреждений среднего, высшего и дополнительного образования. В работу дискуссионных площадок, в совместную аналитическую работу выявленных проблем активно включились коллеги – участники конференции. В каждой из дискуссионных площадок было заявлено и принимало участие не менее 25-30 человек, всего в первый и второй дни работы конференции в ней приняли участие более 150 человек, граждан РФ, Белоруссии, Казахстана.
Участники конференции, представляя свои научные и образовательные организации, проекты и творческие мастерские приехали из городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь и Тверская область, Владимир и Владимирская область, Псков, Пермь и Пермская область, Нижний Новгород, Арзамас, Тула и Тульская область, Воронеж, Россошь, Тольятти, Ульяновск, Саратов, Кострома, Казань, Йошкар-Ола, Челябинск, Новосибирск, Курск, Киров, Чебоксары, Иркутск, Махачкала, Минск (Респ. Беларусь), Гродно (Респ. Беларусь), Алматы (Респ. Казахстан), Флоренция (область Тоскана, Италия), Гар (провинция Прованс, Франция).
В работе конференции приняли участие представители научного педагогического сообщества Италии, Франции, США.
Были выявлены и проанализированы такие проблемы, как:
Современный педагог и современный ребенок: пространства пересечения, проблемы взаимодействия в контексте системного подхода;
Системный подход к анализу детского коллектива и детско-взрослой общности: значимые вопросы и актуальные практики;
Возможности и границы концепции воспитательной системы образовательной организации;
Эффективные методы, технологии и формы воспитания в современной школе в контексте воспитательных систем;
Профессиональные качества современного педагога-воспитателя: системный анализ.
Актуальные методы управления и социального влияния в процессе воспитания;
Направления и способы развития личности современного школьника и студента;
Перспективы развития научной школы Л.И. Новиковой.
Первый и второй день работы конференции сопровождала компьютерная широкоэкранная презентация, посвященная Л.И.Новиковой, ее научной школе и ее ученикам.
Видеозапись конференции на канале Ютуб
19 октября конференция продолжила свою работу в ГБОУ ЦО «Школа № 825» (г. Москва, Окская улица, дом 16, корпус 3 (м. Кузьминки)). Коллектив участников конференции сосредоточил внимание на практическом опыте в сфере воспитания в контексте развития ключевых научных идей школы Л.И.Новиковой.
Состоялось пленарное заседание «Идеи научной школы Л.И.Новиковой в практике воспитания». С приветственным словом к участникам конференции обратились Н.Л. Селиванова и Ю.Г. Шелухин, директор школы №825, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы.
С очерком жизни и деятельности Л.И. Новиковой и началом работы ее научной школы в рамках лаборатории «Коллектив и личность» выступила Максакова В.И., к.п.н., член правления Международной макаренковской Ассоциации, г. Москва (доклад «Лаборатория Л.И.Новиковой: от теории к практике»).
О прошлом научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, об организации первых выездных летних научных школ, о сотрудничестве с Людмилой Ивановной и Хеймо Иоханновичем Лийметсом рассказала в своем «видеопослании» из Тарту эстонский педагог, ученый, член научной школы Л.И.Новиковой Ульве Кала-Аристо (Ulve Rala-Aristo).
Тематикой «Людмила Ивановна Новиковой в судьбе российской школы» были объединены выступления Исаевой М.А., зам. директора по воспитательной работе ГБОУ ЦО «Школа №825»; заслуженного учителя РФ; зам. генерального директора ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» Тыртышной М.А.; директора МБОУ «Лицей №87 им. Л.И. Новиковой» к.п.н. Кулевой С.В., заслуженного учителя РФ, г. Нижний Новгород; Семёнова В.И., к.п.н., г. Тверь; Овечкина М.И., директора МКОУ «Лесниковская ООШ», заслуженного учителя РФ, Владимирская обл., д. Лесниково; Тарасова А.Н., директора ГБОУ «СОШ №17», г. Новомосковск, Тульская область.
С 11 до 16-30 в школе состоялись уникальные мастер-классы заслуженных педагогов, ученых и практиков, специалистов в области воспитания. В рамках второго дня проведено 13 мастер-классов.
С тематикой авторских мастер-классов можно ознакомиться по ссылке
Ссылка на источник: http://sch825uv.mskobr.ru/novosti/vtoroj_den_mezhdunarodnoj_nauchno-prakticheskoj_konferencii_sistemnyj_podhod_v_vospitanii_razvitie_vo_vremeni_i_v_prostranstve/
Зарубежными участниками конференции было организовано два мастер-класса:
Методы активного воспитания в контексте нового образования: важные концепты во взаимодействии с детьми и молодежью во Франции и России (Жан-Батист Клерико, Jean-Baptist Clericot, национальный директор СЕМЕА, Франция).
Арт-терапия в процессе психолого-педагогической поддержки ребенка. (Чернова М.Б., к.п.н., доцент, ст.н.с. Института возрастной физиологии РАО, арт-терапевт, президент международной ассоциации «Наш мир – диалог культур», Монтекатини Терме, Италия.
Телышева Н.Н., доцент, к.п.н., руководитель магистерской программы «Арт-педагогика и арт-психология» Института культуры и искусств МГПУ, координатор международных культурно-образовательных проектов Итальянско-российской ассоциации «Наш мир – диалог культур», Тоскана, Италия
Масловская Г.Ф., директор детского центра творческого развития «Мери Поппинс», арт-терапевт, г. Гродно, Белоруссия).
В конце дня были подведены и проанализированы итоги состоявшейся двухдневной научно-практической конференции.
Дирекция и педагогический коллектив ГБОУ ЦО «Школа №825» (дир. Ю.Г.Шелухин, зам.дир. М.А.Исаева и др.) сделали все возможное, чтобы работа конференции 19 октября прошла на безупречно высоком организационно-содержательном уровне.
Конференция завершилась великолепным концертом участников и победителей Международного оперного проекта «Монтекатини Опера фестиваль» (Италия – Россия) «Музыкальный фейерверк».
К началу проведения научно-практической Конференции научным коллективом центра стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО», членами научной школы Л.И.Новиковой при организационно-издательской поддержке АНО «Педагогический поиск» были подготовлены следующие материалы и изданы публикации:
Сборник Конференция памяти Л.И. Новиковой
Избранные статьи Л.И.Новиковой о воспитании
Буклет-презентация научной школы Л.И.Новиковой
Электронная библиотека научной школы Л.И.Новиковой
Научные труды членов научной школы
Фильм о Л.И. Новиковой, подготовленный сотрудниками МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород по ссылке
Программа Международной научно-практической конференции
Фотографии с конференции в школе №825 по ссылке
Конференция проходила два дня:
18 октября. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Регистрация участников в 10.00, начало конференции 10.30.
По адресу: г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16. (м. Чистые пруды)
19 октября. ГБОУ "Школа № 825».
Регистрация участников в 10.30, начало работы в 11.00.
По адресу: г. Москва, Окская улица, дом 16, корпус 3 (м. Кузьминки)
Порядок участия в Конференции:
Участие в Конференции бесплатное. Конференция предполагает, как очное, так и заочное участие. Материалы электронного сборника размещаются в РИНЦ.
Заочное участие – только публикация в сборнике. Для участия в Конференции необходимо прислать в адрес Оргкомитета статью и заявку на участие.
Срок представления статей и заявок на участие по указанной форме – до 15.05.2018г. Материалы представляются в электронном виде по электронной почте: innashustova@yandex.ru с пометкой «Участие в конференции» в поле «тема».
Информационное письмо по ссылке ( pdf )
Научная программа мероприятия по ссылке ( pdf )
Буклет Школа Новиковой по ссылке ( pdf )
Программа конференции по ссылке ( pdf )
Сборник Конференция памяти Л.И. Новиковой по ссылке ( pdf )
Будем рады встречи и общению!
На базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» и ГБОУ ЦО «Школа № 825» 18-19 октября 2018 года состоялась Международная научно-практическая конференция «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ: РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ», посвященная 100-летию со дня рождения академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Людмилы Ивановны Новиковой, выдающегося ученого и практика, основателя известной в России и за рубежом научной школы «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи».
Организатор конференции – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Министерства просвещения Российской федерации.
Партнерами конференции выступили: АНО «Педагогический поиск», Педагогическое общество России, Ассоциация классных руководителей, Associazione culturale Italia – Russia “Nostro mondo – il dialogo delle culture”, Montecatini Terme, Italia.
Конференция была посвящена поиску решения фундаментальных научных проблем: системному осмыслению положений теории воспитания в современных социокультурных условиях; определению теоретико-методологических основ становления профессионализма личности педагога как воспитателя, его личностно-профессиональной позиции, системному видению критериев эффективности деятельности педагога как воспитателя в условиях вариативных воспитательных практик; определению способов управления процессом воспитания, содержательному и детальному пониманию реальности процесса воспитания (воспитательной системы, воспитательного пространства, воспитательной среды и т.д.) и ресурсов воспитания; анализу теории и практики коллективного воспитания в современных условиях, с выделением позиций, которые продолжают сохранять свою актуальность и значимость для современной школы и учреждений дополнительного образования; выделению актуальных проблем воспитания детей и молодёжи в современных условиях, поиску инновационных «механизмов» воспитания современных детей, подростков и молодежи, лучших социально-педагогических практик в рамках решения задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Научная и организационная подготовка к конференции проводилась научным коллективом центра стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО» под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Наталии Леонидовны Селивановой, руководителя научной школы Людмилы Ивановны Новиковой.
Конференция проходила в два дня.
18 октября в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" (ул. Макаренко, 5/16) состоялось пленарное заседание «Идеи научной школы Л.И. Новиковой: точки роста» и работа трех дискуссионных площадок.
С приветственным словом к организаторам и участникам конференции обратилась директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО», доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, отметив фундаментальность и глубину научной концепции школы Л.И. Новиковой, ее государственное признание. Светлана Вениаминовна подчеркнула значение исторических традиций научной школы, за сорок лет сформировавшей шесть поколений исследователей проблем методологии, теории и практики воспитания, научные связи школы и ее востребованность в решении ключевых проблем образования.
С.В. Иванова зачитала приветственное письмо Заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной. В письме отмечается значительный вклад научной школы Л.И.Новиковой в развитие российского общества, науки, культуры, образования, дана высокая оценка достижениям научной школы в разработке методологических проблем теории воспитания, системного подхода в воспитании, внедрению идей научной школы в теорию и практику современного образования.
С приветствием к организаторам и участникам конференции обратился национальный директор «Центра содействия распространению методов активного воспитания» (CEMEA) Жан-Батист Клерико (Франция).
На пленарном заседании с основным докладом "Достижения и перспективы развития научной школы Л.И. Новиковой" выступила член-корр. РАО, д.п.н., проф. Н.Л. Селиванова, заведующая центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». В докладе были раскрыты неповторимые черты личности Л.И.Новиковой как педагога, воспитателя, руководителя, гражданина, масштаб и глубина научных идей, теоретического наследия Л.И. Новиковой как создателя современной теории воспитания, междисциплинарных связей этой теории, ее значения для образования и общества в целом, особенностей развития научной школы в сфере воспитания.
«Слово об Учителе» представил член-корр. РАО, д.п.н., проф. кафедры социальной педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета А.В. Мудрик.
О выдающемся вкладе академика Л.И.Новиковой в педагогическую науку и практику современного образования рассказали академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академик РАО, д.п.н., проф. М.Л.Левицкий, член-корреспондент РАО, д.п.н., проф. С.Н.Чистякова, министр просвещения РСФСР Л.К.Балясная.
С докладом «Психологические контексты педагогической научной школы Л.И. Новиковой» выступил д.п.н., проф. кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова С.Д. Поляков.
С докладом «Социально-педагогические феномены в воспитании: взгляд на идеи Новиковой Л.И. в новых социокультурных условиях» выступила д.п.н., проф., зав.кафедрой общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета М.В. Шакурова.
С видеодокладом «Этические основы научной деятельности: кейс научной школы Л.И. Новиковой» к участникам конференции обратился ученик Людмилы Ивановны Новиковой А.М.Сидоркин, PhD, Dean of the College of Education, California State University, Sacramento.
Перед участниками конференции выступил д.п.н., проф. М.В. Богуславский, с позиций историка науки очертивший генезис идей системного подхода в отечественной науке и их творческое развитие в рамках научной школы Л.И. Новиковой и научных традиций этой школы.
В тот же день 18 октября в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" (ул. Макаренко, 5/16) успешно состоялись три дискуссионные площадки конференции:
1. Теория коллективного воспитания: значимые вопросы и актуальные практики (Модераторы: д.п.н. Шустова И.Ю, к.п.н. Баранов А.Е.)
2. Современный педагог и современный ребенок в пространстве воспитания (Модераторы: к.п.н. Степанова И.В., к.п.н. Черкашин О.Е.)
3. Воспитательная система и воспитательное пространство в контексте современного образования (Модераторы: к.п.н. Беляев Г.Ю., к.п.н. Баранова Н.А.).
Спикерами дискуссионных площадок выступили доктора наук, известные ученые и практики, руководители научных и образовательных организаций и учреждений среднего, высшего и дополнительного образования. В работу дискуссионных площадок, в совместную аналитическую работу выявленных проблем активно включились коллеги – участники конференции. В каждой из дискуссионных площадок было заявлено и принимало участие не менее 25-30 человек, всего в первый и второй дни работы конференции в ней приняли участие более 150 человек, граждан РФ, Белоруссии, Казахстана.
Участники конференции, представляя свои научные и образовательные организации, проекты и творческие мастерские приехали из городов Москва, Санкт-Петербург, Тверь и Тверская область, Владимир и Владимирская область, Псков, Пермь и Пермская область, Нижний Новгород, Арзамас, Тула и Тульская область, Воронеж, Россошь, Тольятти, Ульяновск, Саратов, Кострома, Казань, Йошкар-Ола, Челябинск, Новосибирск, Курск, Киров, Чебоксары, Иркутск, Махачкала, Минск (Респ. Беларусь), Гродно (Респ. Беларусь), Алматы (Респ. Казахстан), Флоренция (область Тоскана, Италия), Гар (провинция Прованс, Франция).
В работе конференции приняли участие представители научного педагогического сообщества Италии, Франции, США.
Были выявлены и проанализированы такие проблемы, как:
Современный педагог и современный ребенок: пространства пересечения, проблемы взаимодействия в контексте системного подхода;
Системный подход к анализу детского коллектива и детско-взрослой общности: значимые вопросы и актуальные практики;
Возможности и границы концепции воспитательной системы образовательной организации;
Эффективные методы, технологии и формы воспитания в современной школе в контексте воспитательных систем;
Профессиональные качества современного педагога-воспитателя: системный анализ.
Актуальные методы управления и социального влияния в процессе воспитания;
Направления и способы развития личности современного школьника и студента;
Перспективы развития научной школы Л.И. Новиковой.
Первый и второй день работы конференции сопровождала компьютерная широкоэкранная презентация, посвященная Л.И.Новиковой, ее научной школе и ее ученикам.
Видеозапись конференции на канале Ютуб
19 октября конференция продолжила свою работу в ГБОУ ЦО «Школа № 825» (г. Москва, Окская улица, дом 16, корпус 3 (м. Кузьминки)). Коллектив участников конференции сосредоточил внимание на практическом опыте в сфере воспитания в контексте развития ключевых научных идей школы Л.И.Новиковой.
Состоялось пленарное заседание «Идеи научной школы Л.И.Новиковой в практике воспитания». С приветственным словом к участникам конференции обратились Н.Л. Селиванова и Ю.Г. Шелухин, директор школы №825, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы.
С очерком жизни и деятельности Л.И. Новиковой и началом работы ее научной школы в рамках лаборатории «Коллектив и личность» выступила Максакова В.И., к.п.н., член правления Международной макаренковской Ассоциации, г. Москва (доклад «Лаборатория Л.И.Новиковой: от теории к практике»).
О прошлом научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, об организации первых выездных летних научных школ, о сотрудничестве с Людмилой Ивановной и Хеймо Иоханновичем Лийметсом рассказала в своем «видеопослании» из Тарту эстонский педагог, ученый, член научной школы Л.И.Новиковой Ульве Кала-Аристо (Ulve Rala-Aristo).
Тематикой «Людмила Ивановна Новиковой в судьбе российской школы» были объединены выступления Исаевой М.А., зам. директора по воспитательной работе ГБОУ ЦО «Школа №825»; заслуженного учителя РФ; зам. генерального директора ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» Тыртышной М.А.; директора МБОУ «Лицей №87 им. Л.И. Новиковой» к.п.н. Кулевой С.В., заслуженного учителя РФ, г. Нижний Новгород; Семёнова В.И., к.п.н., г. Тверь; Овечкина М.И., директора МКОУ «Лесниковская ООШ», заслуженного учителя РФ, Владимирская обл., д. Лесниково; Тарасова А.Н., директора ГБОУ «СОШ №17», г. Новомосковск, Тульская область.
С 11 до 16-30 в школе состоялись уникальные мастер-классы заслуженных педагогов, ученых и практиков, специалистов в области воспитания. В рамках второго дня проведено 13 мастер-классов.
С тематикой авторских мастер-классов можно ознакомиться по ссылке
Ссылка на источник: http://sch825uv.mskobr.ru/novosti/vtoroj_den_mezhdunarodnoj_nauchno-prakticheskoj_konferencii_sistemnyj_podhod_v_vospitanii_razvitie_vo_vremeni_i_v_prostranstve/
Зарубежными участниками конференции было организовано два мастер-класса:
Методы активного воспитания в контексте нового образования: важные концепты во взаимодействии с детьми и молодежью во Франции и России (Жан-Батист Клерико, Jean-Baptist Clericot, национальный директор СЕМЕА, Франция).
Арт-терапия в процессе психолого-педагогической поддержки ребенка. (Чернова М.Б., к.п.н., доцент, ст.н.с. Института возрастной физиологии РАО, арт-терапевт, президент международной ассоциации «Наш мир – диалог культур», Монтекатини Терме, Италия.
Телышева Н.Н., доцент, к.п.н., руководитель магистерской программы «Арт-педагогика и арт-психология» Института культуры и искусств МГПУ, координатор международных культурно-образовательных проектов Итальянско-российской ассоциации «Наш мир – диалог культур», Тоскана, Италия
Масловская Г.Ф., директор детского центра творческого развития «Мери Поппинс», арт-терапевт, г. Гродно, Белоруссия).
В конце дня были подведены и проанализированы итоги состоявшейся двухдневной научно-практической конференции.
Дирекция и педагогический коллектив ГБОУ ЦО «Школа №825» (дир. Ю.Г.Шелухин, зам.дир. М.А.Исаева и др.) сделали все возможное, чтобы работа конференции 19 октября прошла на безупречно высоком организационно-содержательном уровне.
Конференция завершилась великолепным концертом участников и победителей Международного оперного проекта «Монтекатини Опера фестиваль» (Италия – Россия) «Музыкальный фейерверк».
К началу проведения научно-практической Конференции научным коллективом центра стратегии и теории воспитания личности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования РАО», членами научной школы Л.И.Новиковой при организационно-издательской поддержке АНО «Педагогический поиск» были подготовлены следующие материалы и изданы публикации:
Сборник Конференция памяти Л.И. Новиковой
Избранные статьи Л.И.Новиковой о воспитании
Буклет-презентация научной школы Л.И.Новиковой
Электронная библиотека научной школы Л.И.Новиковой
Научные труды членов научной школы
Фильм о Л.И. Новиковой, подготовленный сотрудниками МБОУ «Лицей №87 имени Л.И. Новиковой» г. Нижний Новгород по ссылке
Программа Международной научно-практической конференции
Фотографии с конференции в школе №825 по ссылке