Международный методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в период с 11 по 29 ноября 2019 года провели четыре международных методических семинара «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся»: 11-12 ноября в Москве, 14-15 ноября в Казани, 25-26 ноября в Санкт–Петербурге, 28-29 ноября в Новосибирске. Всего в работе приняло участие 75 регионов Российской Федерации.
Обучение проводили специалисты ОЭСР (Париж, Франция), ведущие международные эксперты (Сингапур, находящийся в тройке лидеров программы PISA по оценке образовательных достижений учащихся) в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся и сертифицированные сингапурским тренинговым Центром учителя из Российской Федерации.
Программа семинара включала вопросы формирования и оценки функциональной грамотности и ориентировала на развитие у учащихся навыков XXI века. На 4-х секциях было организовано обучение в формате групповой работы и тренинга.
Секция «Развитие навыков решения проблем» предоставила участникам возможность познакомиться с педагогическими методами «поиска и решения проблем в процессе обучения»; показала, как находить варианты решения, выбирать наиболее оптимальные из них; позволила увидеть варианты поиска и решения проблем в учебном процессе.
На секции «Формирующее оценивание» педагоги получили представление о том, как разрабатывать критерии оценки; какова роль критериального оценивания в стимулировании развития учащегося; как использовать приобретенный на секции опыт в процессе продвижения ученика к новым образовательным результатам.
На секции «Обучение в сотрудничестве» у участников семинара появилось понимание того, какие образовательные результаты привносят в школьную практику стратегии сотрудничества; какие методы и приемы позволяют ученикам продуктивно обучаться в сотрудничестве.
На сессии «Развитие креативности» участники познакомились с существующими международными исследованиями в этой области, получили представление, какие педагогические приемы и методы, помогают развивать в детях креативность; получили ответ на вопрос о том, в каких целях, и как это можно осуществлять в учебной деятельности.
Данные семинары были адресованы разным категориям педагогических работников. Контингент слушателей: преподаватели системы ДПО, профессорско-преподавательский состав вузов и педагогических колледжей, магистранты, аспиранты, молодые ученые, педагоги основной школы, учителя, управленцы.
ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обучение было организовано таким образом, что каждый участник нашёл для себя то, что можно использовать на командообразование, что для генерации идей, что для обобщения и интеграции, какой приём использовать для педагогического совета, а какой для совещаний с руководителями муниципальных служб.
Участники семинаров отметили важность такого формата обучения, которое направлено на взаимодействие, открытие нового и осознания имеющегося опыта. На семинарах были ярче показаны известные аспекты педагогической деятельности. Следуя идеям Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, ведущие делали акценты на работу в зоне ближайшего развития, на деятельностный подход.
Работа велась по 4-м секциям («Развитие навыков решения проблем», «Формирующее оценивание», «Обучение в сотрудничестве», «Развитие креативного мышления») - таким образом, у каждого участника была возможность за два дня поработать над темами по четырём направлениям.
Проводимые семинары проводились в единой структурной логике:
- открытие работы и целеполагание, затем разбиение на группы и работа в каждой группе на протяжении двух дней. Единым организационным моментом стали особые правила взаимодействия, способы привлечения внимания, которые предлагали тренеры. В каждой группе работали три ведущих;
- структура работы в секции, распределение ролей, тайминг. На каждом занятии представитель команды ОЭСР презентовал рамку темы, приводил примеры из исследований PISA и TALIS, ставил проблемные, мотивирующие вопросы по теме. Затем работу в группе организовывал эксперт из Сингапура в паре с российским педагогом, сертифицированным сингапурским тренинговым центром.
- практическая значимость. Приемы и технологии, которые предлагались участникам, ценны тем, что предложенный материал можно использовать и с учениками начальной школы, и в средней школе, и в работе с педагогами на курсах повышения квалификации, и со студентами педагогических университетов. Работа была организована таким образом, что все участники не только имели возможность высказаться, но и «обязаны были» активно работать.
На итоговой рефлексии подводился итог работы двух дней.
Заголовок элемента |
---|
Фото и видео материалы с семинара (по секциям) |
СМИ о семинаре |