ХI Всероссийские педагогические чтения памяти И.Я. Лернера прошли во Владимирском государственном университете им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ)
Исаак Яковлевич Лернер (1917-1996) — один из великих отечественных педагогов-классиков ХХ века, заслуженный деятель науки, академик Российской академии образования, исследователь-дидакт с мировым именем.
Конференция была организована кафедрой педагогики Педагогического института ВлГУ совместно с Институтом стратегии развития образования (г. Москва).
Площадка ВлГУ не случайно стала традиционным местом проведения Лернеровских чтений. Кафедру педагогики возглавляет ученица и последовательница И.Я. Лернера, профессор Елена Селиверстова.
Чтения объединили академическое сообщество в осмыслении итогов Года педагога и наставника. Участники конференции углубили концептуальные представления и сделали практико-ориентированные выводы о сущности, способах организации, результативности современного образовательного процесса и его перспективах.
В конференции приняли участие преподаватели, исследователи и аспиранты из Владимира, Белгорода, Брянска, Казани, Москвы, Омска, Орла, Хабаровска, Ярославля, а также учителя владимирских школ и студенты Педагогического института ВлГУ.
С приветственным словом к участникам конференции обратились проректор по воспитательной работе и молодёжной политике Оксана Ерашова, депутат Законодательного Собрания Владимирской области Инна Гаврилова, замдиректора Пединститута ВлГУ Ксения Богрова и завкафедрой педагогики Елена Селиверстова. Кроме того, озвучили приветственное слово с пожеланиями успешной работы от президента РАО Ольги Васильевой.
Направление дискуссии определил первый доклад конференции, посвященный функциям дидактики в проектировании современного образовательного процесса. На эту тему выступил академик РАО, главный научный сотрудник ИСРО, профессор Владислав Сериков.
Завлабораторией дидактики общего и профессионального образования ИСРО, член-корреспондент РАО Ирина Осмоловская говорила о дидактических проблемах формирования современного содержания образования.
С проблематикой этого доклада перекликалось выступление гостьи из Хабаровска, преодолевшей для очного участия семь часовых поясов, профессора Хабаровского краевого института развития образования Ольги Стреловой. Она рассказала о функциональной грамотности, проблемах развития методик преподавания школьных предметов и трудностях функционирования методических журналов и диссоветов, особенно в азиатской части России.
Мемориальная линия на конференции была ярко представлена в докладе профессора МГИМО Елены Бережновой «Педагогика как наука и искусство в наследии великих наставников».
Ценностные, этические проблемы подготовки и профессиональной деятельности педагогов обсуждались с философских, психологических и педагогических позиций. Этические основы научной деятельности были высвечены в докладе академика РАО, главного ученого секретаря президиума РАО, профессора Светланы Ивановой.
Проблематика ценностных аспектов в профессиональной подготовке будущих учителей ярко звучали в докладах омских исследователей – завкафедрой педагогики Омского государственного педагогического института Юлии Дроботенко и профессора этой кафедры Натальи Чуркиной.
Психологические стороны ценностной сферы современного образования обсуждались в докладах завкафедрой философии НИЦ «Строительство», профессора Аллы Федоркиной и профессора РГУ им. А.Н. Косыгина Татьяны Горобец.
В работе конференции ясно обозначились потребности в осмыслении возможностей и ограничений в деле внедрения искусственного интеллекта. О возможностях искусственного интеллекта и о его использовании в образовании говорили профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета Галина Макотрова, профессор, завкафедрой иностранных языков в сфере международных отношений Казанского федерального университета Анастасия Фахрутдинова и профессор МГИМО Лилия Раицкая.
Доклад завкафедрой педагогики Пединститута ВлГУ, профессора, Заслуженного работника высшей школы РФ Елены Селиверстовой «Почему сегодня в школе «пробуксовывают» личностные результаты обучения?» обобщил и подытожил ключевые направления научной дискуссии. Елена Николаевна поддержала и резюмировала результаты работы конференции, связанные с осмыслением ценностных, этических оснований деятельности педагога и, конечно, с фундаментальными направлениями развития дидактики.
Прежде всего речь шла о необходимости внесения уточнений, раскрывающих специфику современного понимания сущности процесса обучения и определяющих исходные теоретические позиции в поиске продуктивных способов достижения личностных результатов обучения.
«Неклассическая методология диктует целесообразность понимания сущности обучения через призму расширения его познавательных горизонтов посредством реализации не только целевых, но и в равной мере ценностных начал. Подобные теоретические установки позволяют планировать и обеспечивать формирование у обучающихся не только опыта научного познания, но в такой же степени и опыта познания как универсальной деятельности человека, составляющей основу жизненного самоопределения, самореализации и самосовершенствования как важнейших характеристик зрелой саморазвивающейся личности», – отметила Елена Селиверстова.