Димова Алла Львовна
Димова Алла Львовна
Лаборатория информатики и информатизации образования
- Должность : Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник.
- Адрес электронной почты: aldimova@mail.ru
-
Уровень образования:
(вуз, год окончания, специальность): Смоленский государственный институт физической культуры, 1976, Физическая культура и спорт, преподаватель-тренер по легкой атлетике.
Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. 1991, тренер высшей квалификации по легкой атлетике.
-
Ученая степень:
Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (1996); доктор педагогических наук по специальности 5.8.7 Методология и технология профессионального образования (2022).
-
Профессиональная переподготовка:
1973 – 1989 – тренер-преподаватель по легкой атлетике в ДСО «Зенит», ЦСК ДСО «Локомотив», г. Москва.
1991 – тренер сборной команды СНГ по легкой атлетике (женский стипль-чез).
1996 – 1997 – старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского государственного института электроники и математики, г. Москва.
1997 – 2004 – заведующий кафедрой физического воспитания Современной гуманитарной академии, г. Москва.
2013 – 2015 – ведущий научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования.
2014 – эксперт Системы добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения («АПИКОН»).
2015 – 2018 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».
2024 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». -
Область научных интересов:
Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся (все уровни образования); здоровьесбережение в рамках учебных занятий по информатике и ИКТ; информационные (компьютерные) науки; экспертиза педагогической продукции, функционирующей на базе цифровых технологий, в том числе в области физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта; физическая культура, методика преподавания (все уровни образования), в том числе периода цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта; инклюзивное образование, образование лиц с социально-обусловленными образовательными потребностями в цифровой среде; преподавание физической культуры в школе и вузе. Руководитель дипломных и курсовых проектов, руководство аспирантами, научное консультирование кандидатских и докторских диссертаций.
-
Участие в проектах:
Выполнение Государственного задания № 073-00064-24-03 от 04.04. 2024 г. на 2024 год «Проектирование образовательного процесса в современных условиях информационного взаимодействия».
-
Публикации:
Опубликовано более 170 научных работ, среди которых 10 монографий, 15 учебно-методических пособий и учебников. Из общего числа научных публикаций 98 из них размещены в e-librery со следующими показателями: 65 – РИНЦ, 29 – издания ВАК, 4 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 8. За последние пять лет опубликовано более 35 работ.
Научные статьи в журналах ВАК РФ:
1. Димова А.Л., Герова Н.В. Здоровьесбережение пользователей в условиях экстремальных воздействий цифровых технологий // Педагогическая информатика. 2023. № 4. С. 484-498.
2. Димова А.Л. Современные подходы к разработке содержания дисциплин по физической культуре в условиях цифровизации образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 4 (218). С. 96-99.
3. Герова Н.В., Димова А.Л. Вопросы формирования компетенций у будущих учителей информатики: здоровьесберегающий аспект // Известия ВГПУ. 2023. № 7(180). С. 86–93.
4. Герова Н.В., Димова А.Л. Подготовка будущего учителя информатики: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. 2022. № 4. С. 67-75.
5. Димова А.Л. Новый компонент профессиональной готовности учителя – опыт предотвращения негативных последствий для здоровья в цифровой образовательной среде // Человеческий капитал. 2022. Т. 2. № 5 (161). С. 164-16.
6. Димова А.Л. Методологическое сопровождение педагогического исследования вузовской подготовки будущих учителей в области предотвращения негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся // Педагогическая информатика. 2021. № 2. С. 110–120.
7. Димова А.Л. Универсальная компетентность бакалавра педагогических специальностей: способен создавать и поддерживать безопасные для здоровья условия обучения с использованием средств ИКТ // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 230–236.
8. Димова А.Л. Формирование мотивации студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях цифровой трансформации образования // Человеческий капитал. 2021. № 12 (156). Т. 2. С. 171–175.
9. Димова А.Л. Оценка обученности студентов по дисциплине «Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся» // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 81–88.
10. Димова А.Л. Оценка обученности будущих учителей-бакалавров в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий для здоровья обучающихся // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 1 (90). С. 144–149.
11. Димова А.Л. Дисциплина «Предотвращение негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся» в программе подготовки бакалавров педагогических специальностей // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С. 125–132.
12. Димова А.Л. Концепция формирования культуры здоровьесберегающего поведения личности в условиях обучения с использованием средств ИКТ // Педагогическая информатика. 2020. № 1. С. 66–74.
13. Димова А.Л. Развитие понятийного аппарата информатизации образования: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. 2019. № 3. С. 138–144.
14. Димова А.Л. Развитие понятийного аппарата информатизации образования: здоровьесберегающий аспект // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 138–144.
15. Димова А.Л. Научно-методические основания реализации подготовки студентов вузов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 38–42.
16. Димова А.Л. Основные направления теоретико-методического обеспечения подготовки студентов вузов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С. 128–136.
17. Димова А.Л. К вопросу об определении сущности понятия «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья обучающихся» // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 1 (25). С. 43–57.
18. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося–пользователя ИКТ // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 2 (22). С. 51–61.
19. Димова А.Л. Организационно-методическое обеспечение центров интенсивного восстановления физического и психофизиологического здоровья учащихся–пользователей информационными и коммуникационными технологиями // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 83–93.
20. Димова А.Л. Формирование компетентности в области здоровьесбережения обучающихся–пользователей ИКТ в процессе изучения курса физической культуры // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 39–42.
21. Димова А.Л. Эффективность применения комплексной технологии физического и психофизиологического оздоровления студентов в процессе учебных занятий по информатике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2012. № 1. С. 15–18.
Статьи, индексируемые в наукометрических базах данных
1. Dimova A., Mukhametzyanov I. Assessment of levels of formation of competence of students as users of information and communication technology in the field of health care // Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskov et, all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 585–592. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_52. (Web of science)
2. Dimova A., Robert I., Martirosyan L., Gerova N., Kastornova V., Mukhametzyanov I. Implementation of the internet for educational purposes // Springer International Publishing Switzerland. V.L. Uskov et all (eds.), Smart Education and E-Learning 2016. Smart Innovation. System and Technologies 59, P. 573–583. DOI 10. 1007/978-3-319-39690-3_51. (Web of science)
3. Димова А.Л. Контроль состояния здоровья обучающихся на базе компьютеризированных диагностических комплексов и систем // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (72). С. 51-53. (ERIH PLUS)
4. Димова А.Л. Подготовка студентов в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в условиях физической культуры // Человек и образование. 2017. № 1. С. 59-63. (ERIH).
Монографии и учебные пособия:
1. Димова А.Л. Здоровьесбережение в условиях цифровизации: монография. М.: Изд-во Эйдос, 2023. 247 с.
2. Димова А.Л. Подготовка личности к обеспечению информационной безопасности и сохранению здоровья в условиях социально-информационного давления недружественных стран: глава в коллективной монографии // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: Монография / Авторы составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, 2023. С. 88-97.
3. Димова А.Л. Меры по предотвращению негативных последствий использования ИКТ для здоровья субъектов образовательного процесса: глава в коллективной монографии / Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде: Монография / Авторы-составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2021. 406 с. С. 51-60.
4. Димова А.Л. Подготовка будущих учителей предотвращению негативных последствий использования ИКТ для здоровья обучающихся: глава в коллективной монографии / Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе: Монография / Авторы-составители: В.Г. Мартынов, И.В. Роберт, И.Г. Алехина. - М.: Изд-во: Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. 323 с. С. 38 -45.
5. Димова А.Л. Теоретико-методические основания подготовки участников образовательного процесса в области предотвращения негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий (на примере учебной дисциплины "Физическая культура"): монография. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2018. 93 с.
6. Димова А.Л. Физическое воспитание в условиях информатизации образования. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT, 2014. 309 с.
7. Димова А.Л. Оздоровление пользователей информационных технологий. Саарбрюккен, Германия: Изд-во LAMBERT. 2014. 165 с.
8. Димова А.Л., Карпенко М.П., Боксер О.Я. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции. М.: СГА. 2003. 111 с.
9. Димова А. Л. Методика преподавания физкультуры и спорта. Лекции, семинары, практикумы: методич. пособие для преподавателей вузов / А.Л. Димова, Е. А. Димова. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2023. 574 с.
10. Димова А.Л. Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: учебник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 428 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: htps //urait.ru/bcode/467745.
11. Димова А.Л. Основы физической культуры студента: методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М.: Торговый дом «Советский спорт», 2021. 214 с.
12. Димова А.Л. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности бакалавра: методическое пособие для самостоятельной работы студентов. М.: Торговый дом «Советский спорт», 2021. 284 с.
13. Пути и средства предотвращения возможных негативных последствий психолого-педагогического и медико-социального характера, обусловленные применением ИКТ: метод. пособие / А.Л. Димова. М.: ИИО РАО, 2013. 51 с.
14. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов вуза для проведения оздоровительно-физкультурных занятий и обследований пользователя информационных и коммуникационных технологий: метод. пособие / А.Л. Димова. М.: ИИО РАО, 2012. 73 с.
15. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для проведения оздоровительно-физкультурных занятий и тестирования показателей здоровья учащихся: метод. пособие / А.Л. Димова. М.: ИИО РАО, 2011. 50 с.
Результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
1. Димова А.Л. Методическая система обучения, реализующая подготовку студентов в области предотвращения возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в условиях вузовской физической культуры. РИД: Алгоритм. № AAAA–Г17–617102450027–3, Зарегистр. Мин.обр. инауки РФ 24. 10. 2017 г.
2. Димова А.Л. Обоснование теоретических подходов к определению сущности понятия «предотвращение возможных негативных последствий, обусловленных использованием ИКТ, для здоровья. РИД: Алгоритм. № АААА-Г17617102450028-0. Зарегистр. Мин. обр. и науки 24.10.2017 г.
3. Димова А.Л. Обеспечение безопасности здоровья пользователей электронным ресурсом в непрерывном образовании. РИА: Алгоритм. № AAAA-A17- 617102450029-7. Зарегистр. Мин. обр. и науки 24.10.2017 г.
4. Мухаметзянов И.Ш., Димова А.Л. Оценка уровней сформированности компетентности обучающихся-пользователей информационными и коммуникационными технологиями в области здоровьесбережения. РИД: Алгоритм. № АААА-Г17-617022810010-4. Зарегистр. Мин. обр. и науки 28.02.2017.
5. Димова А.Л. Программное и учебно-методическое обеспечение курса, формирующего компетентность в области здоровьесбережения обучающегося-пользователя средствами ИКТ. РИД: Полезная модель, № 01201352935. Зарегистр. Мин. обр. и науки 01.2017 г.
6. Свидетельство на полезную модель № 24381 Метеобаропалатка для закаливания человека, профилактики и лечения метеочувствительности / М.П. Карпенко, О.Я. Боксер, А.Л. Димова. – Зарегистр. в Государ. реестре полезных моделей Российской Федерации 10.08.2002.
7. Свидетельство на полезную модель № 24382 Метеобаропалатка для закаливания человека, профилактики и лечения метеочувствительности / О.Я. Боксер, А.Н. Столяров, А.Л. Димова. – Зарегистрир. в Государ. реестре полезных моделей Российской Федерации 10.08.2002.
-
Награды и благодарности:
Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2021 года среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений по направлению «Педагогика и психология» за учебное пособие «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (2022).
Победитель книжного конкурса Академии информатизации образования на лучшую научную и учебную книгу в номинации «Лучшее научное, учебное издание по педагогическим наукам» за учебное пособие «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания» (2021).
Медаль «За заслуги в образовании 75 лет» (2001).
Медаль «За добросовестный труд» (2002).
Орден «Заслуженный сотрудник СГУ» II степени (2003).
Участник эстафеты Олимпийского огня (1980).
Мастер спорта СССР по легкой атлетике (1979).