Научный совет по проблемам дидактики при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО

История

Научный Совет по проблемам дидактики функционирует на базе Лаборатории дидактики Института теории и истории педагогики РАО. Научный совет призван объединить ученых, исследующих проблемы в области теории обучения, способствовать развитию дидактики, обеспечить взаимодействие дидактов и практических работников образования.

Основными направлениями работы Научного совета являются:

  • Обсуждение актуальных проблем дидактики: методологических проблем и перспектив развития дидактики; дидактических подходов; проблем формирования содержания образования; процесса обучения в информационно-образовательной среде и др.
  • Установление связей научно-исследовательских коллективов с органами управления и практическими работниками народного образования.
  • Проведение конференций, круглых столов, семинаров.

Длительное время работой Научного совета руководили: В.С. Леднев, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор, И.К. Журавлев, доктор педагогических наук, профессор. В настоящее время председателем Научного совета является заведующий лабораторией дидактики ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", доктор педагогических наук И.М. Осмоловская, ученым секретарем - Е.О. Иванова, кандидат педагогических наук, доцент.

В состав Научного Совета входят: Алиев Ю.Б., д-р пед.н., гл. науч. сотр. ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", Белова С.В., д-р пед.н., проф., Волгоградский государственный педагогический университет; Белогуров А. Ю., д-р пед.н., проф., Федеральный институт развития образования г. Москва; Богин В.Г., директор Новой гуманитарной школы; Ежова Т.В., д-р пед.н., доцент, Оренбургский государственный педагогический университет; Ирхина И.В., д-р пед.н., проф., Белгородский государственный университет; Ковалева Т.М., д-р пед.н., проф., вед.н.сотр. ИТИП РАО; Лебедева Н.Н., д-р пед.н., Омский государственный педагогический университет; Макотрова Г.В., канд.пед.н., Белгородский государственный университет; Маслов С.И., д-р пед.н., проф., Калужский государственный университет; Машарова Т.В., д-р пед.н., проф., Вятский государственный гуманитарный университет; Перминова Л.М., д-р пед.н., проф., ведущий н. сотр. ИТИП РАО; Селиверстова Е.Н., д-р пед.н., проф., Владимирский государственный гуманитарный университет; Товпинец И.П., канд.пед.н.; Шабалин Ю.Е., канд.пед.н., ст.н.сотр., ИТИП РАО; Уман А.И., д-р пед. н., проф., Орловский государственный педагогический университет; Хуторской А.В. ,член-корр. РАО, д-р пед.н., проф. и др.

Основной формой деятельности научного совета являются конференции, педагогические чтения. Проведено 8 Международных научно-практических конференций «Основные тенденции развития дидактики», на которых обсуждались проблемы и перспективы предметности обучения (2008), проблемы образования в постиндустриальном обществе (2010), инновационный потенциал дидактического знания (2012) и другие.

Регулярно проводятся Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера (на базе Владимирского государственного университета).

Организован постоянно действующий семинар по дидактике, на котором обсуждаются вопросы формирования понятийного поля дидактики, проблемы и перспективы развития дидактического знания, развитие идей научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева.

Осуществляется чтение лекций коллективам школ по актуальным проблемам дидактики, участие в научно-практических конференциях образовательных учреждений.

Члены Научного Совета работают в составе программных и организационных комитетов конференций по дидактике (г. Нижний Тагил, г. Красноярск, г. Владимир, г. Москва, г. Ярославль и другие).

28 апреля 2015 г. на расширенном заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО был заслушан отчет о работе Научного Совета по проблемам дидактики. Председатель Научного Совета, заведующая лабораторией общих проблем дидактики, доктор педагогических наук Ирина Михайловна Осмоловская осветила основные направления работы Совета, результаты его деятельности в 2014 году, планы на 2015 год и перспективы развития. Отчет послужил информационным поводом для горячей дискуссии членов Бюро и приглашенных гостей о проблемах развития дидактики, влиянии дидактических идей на реформы образования. Присутствовавшие были единогласны во мнении, что работа Научным Советом ведется большая, предложили отчет утвердить и продолжить линию работы Совета, связанную с установлением тесных контактов с практическими работниками образования.