НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В.СЕРИКОВА «ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

фото 1 Сериков.jpg

Руководитель и основатель научной школы - Владислав Владиславович Сериков, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.

1. Характеристика научной школы 

Научная школа основана в конце 80-х годов прошлого века. Основное направление – проектирование личностно-развивающих педагогических систем, включение личностного опыта в структуру содержания образования, разработка личностно-развивающих педагогических технологий. Современные проблемы, решаемые в рамках школы – выявление условий развития личности в меняющейся социальной среде, в различных сферах и видах деятельности, в первую очередь, в учебном процессе; исследование природы личностного опыта как специфического содержания личностно-ориентированного образования; разработка моделей личностно-развивающих ситуаций, проектирование и апробация технологий их создания на материале различных предметных областей и видов деятельности обучающихся; разработка критериальной базы для оценки эффективности личностно-развивающего образования.

2. Основные идеи Научной школы

В.В. Сериков и его ученики впервые поставили вопрос о специфическом содержании личностно-развивающего образования. Таковым, как они показали, должен быть особый вид культурного опыта – личностный опыт, опыт быть личностью, то есть занимать определенную жизненную позицию, выявлять смысл своих поступков и жизни вообще, выступать субъектом социальной деятельности, проявлять способность к волевой саморегуляции и др.

Становление личностной сферы возможно при наличии специфических условий ее развития - личностно-развивающей среды, требующей осуществления воспитанниками специфических личностных функций – избирательности, рефлексии, смыслоопределения, саморегуляции; включения воспитанников в решение задач, позволяющих проявить личностную позицию; переживание жизненно значимых событий, стимулирующих появление новых жизненных смыслов. Педагогическими инструментами создания таких ситуаций выступают специально разработанные техники диалога, вхождения в контекст жизненных смыслов воспитанника, актуализация личностно значимых событий, стимулирование самопреодоления (поступка), поддержка ориентации на социальную значимость жизнетворчества. Личностный опыт (опыт реализации себя как личности) является специфическим элементом содержания образования, и в исследовании представлены принципы его отбора с учетом возрастных закономерностей генезиса личности, а применительно к профессиональному образованию с учетом выполнения различных профессиональных функций. Как и всякое содержание образования, личностный опыт нуждается в процессуально-методическом обеспечении. Его варианты разработаны в трудах представителей школы.

3. Ученики научной школы

Педагогическое обеспечение личностного развития школьника и студента продуктивно исследуется в работах учеников В.В. Серикова. Первым из них был Александр Николаевич Кузибецкий, в кандидатской диссертации которого была представлена модель изучения передового опыта личностно-развивающего образования.

фото 2 Кузибецкий.jpg

А.Н. Кузибецкий, защитивший первую кандидатскую диссертацию в рамках Научной школы, 1990 г.

Как показало исследование Анны Владимировны Зеленцовой в 1995 году, в основе личностного развития лежит не абстрактное познание, а переживание ребенком естественно возникающих и специально создаваемых ситуаций-событий.  

фото 3 Зеленцова.jpg

А. В. Зеленцова

фото 4 Сафронова.jpg

Е.М.Сафронова

Позднее, в докторской диссертации Елены Михайловны Сафроновой, 2005 г., эта идея трансформируется в представление о ситуационно-событийном механизме развития личности.

В дальнейших исследованиях было показано, что личностно-развивающая ситуация создается как определенный тип образовательной среды (А.И. Артюхина, докторская диссертация, 2007; Н.В. Ходякова, докторская диссертация, 2013).

фото 5 Артюхина.jpg

А.И. Артюхина  

фото 6 Ходякова.jpg

Н.В. Ходякова

Идею о том, что личностное развитие ученика начальной школы связано с переходом от совместности к автономности в учебной деятельности доказал В.В. Зайцев в докторской диссертации, 1999 год. Ныне он - проректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 

фото 7 Зайцев.jpg

В.В. Зайцев

Концепция личностно-развивающего образования открывает новый подход к гуманитаризации образовательного процесса. Этому посвящена докторская С.В. Беловой, 2006, в которой она пишет: «Гуманитарное образование направлено на формирование не универсального знания о независящих от субъекта свойствах мира, а индивидуального смысла знаний и понимание своего способа познания».

фото 8 Белова.jpg

С.В. Белова

Гуманитарная концепция развивается в кандидатской работе учителя литературы М.С. Бейтугановой (2010). «Воспитанники становились в позицию субъектов тех нравственных выборов и решений, которые принимали герои литературных произведений…»

фото 9 Бейтуганова.jpg

М.М.Бейтуганова 

Цикл «гуманитарных» диссертаций продолжила в своей кандидатской работой К.А. Габеева 

фото 10 Габеева.jpg

К.А.Габеева

Большой интерес представляет применение личностно-развивающего подхода в естественнонаучном образовании. Этому посвящены докторские диссертации В.И. Данильчука (1997) и В.М. Симонова (2003). В.И. Данильчук применил личностно-развивающий подход к методике преподавания физики. 

фото 11 Данильчук.jpg

Данильчук Валерий Иванович, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета (1987-2007 г.г.)

фото 12 Сильченко.jpg

А.П.Сильченко

По мнению экспертов, А.П. Сильченко был одним из первых исследователей, показавшим в своей кандидатской диссертации синтез культурологического и личностного подходов на материале преподавания информатики. (2020 г.)

  Личностно-ориентированный подход нашел свое применение и в инженерном образовании. «Личностно-гуманитарная экспертиза инженерных решений как лейтмотив подготовки современного инженера» - название докторской диссертации Р.М. Петруневой, проректора Волгоградского технического университета по гуманитарному образованию.

фото 13 Петрунева.jpg

Р.М.Петрунева

фото 14 Золотарева.jpg

Золотарева Н.М.

Советник министра просвещения РФ, Президент Союза директоров ССУЗ России. Ее кандидатская (2000) тоже была связана с применением личностно-развивающего подхода в техническом образовании.

В.В. Сериковым подготовлено 19 докторов и 90 кандидатов наук, работающих ныне в разных городах страны – в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Курске, Москве, Оренбурге, Орле, Санкт-Петербурге, Саратове, Твери, Чебоксарах, Элисте и др.

фото 15.jpg

Момент дискуссии. Выступают ученики В.В. Серикова В.В. Зайцев и Н.В. Ходикова.

4. Основополагающие работы членов научной школы (монографии и учебные пособия)

  1. Формирование у учащихся го­товности к труду Монография: Москва, Изд. «Педагогика»., 1987., - 14,00 п.л.

  2. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография: Волгоград, Издательство ВГПУ «Перемена», 1994 г. 9,0 п.л. 

  3. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии : монография / В.В. Сериков,  В.И. Данильчук ; В.М. Симонов ; - Волгоград : Перемена, 2000. – 19,3 п.л.

  4. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999, - 272 с., 1000 экз.

  5. Развитие личности в образовательном процессе: монография. - - М., Логос, 2012, - 448с.

  6. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография/ Н.К. Сергеев, В.В. Сериков - М., Логос, 2013, - 364 с.

  7. Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / авт. коллектив: Е. В. Данильчук, В.В. Сериков и др. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ Перемена, 2015. - 328 с.

  8. Непрерывное образование учителя: теории и практика: коллективная монография / Авт. коллектив: Н.М. Борытко, Е.И. Сахарчук Н.К. Сергеев, Сериков В.В.. - Волгоград, Принт, 2016.

  9. Педагогическая реальность и педагогическое знание: опыт методологической рефлексии. – М., Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018 – 392 с.

  10. Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований: Монография /– Омск: Изд-во ОмГА, 2020. – 192 с.

  11. Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования: монография / под редакцией  Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – Москва : АСОУ, 2021. – 447 с. – (Серия «Историко-педагогическое знание»; вып. 137)

  12. Векторы развития контекстного образования: коллективная монография / Отв. ред. Э.П. Комарова, Воронеж, Издат.-полиграф. центр «Научная книга», 2021, - 418 с.

  13. Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании : монография / И. В. Роберт, В.В. Сериков, А. В. Торхова, Ю. Б. Дроботенко, Е. В. Лопанова, С. В. Шмачилина-Цибенко, С. М. Андрюшечкин, К. В. Горохов, О. А. Корнилова / Под ред. Е. В. Лопановой. – Омск: Изд-во ОмГА, 2022. – 160 с.

  14. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов 21-го века: коллективная монография / В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар – Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023, - 210 с.

  15. Ценностные основы развития российского образования: теория и практика. Монография/Под ред. В.П. Борисенкова, М.Л. Левицкого.- М., Макс Пресс, 2023, 544 с.

5. Перспективы развития Научной школы

Перспективные исследования в рамках Научной школы связаны с возрастанием роли личностных результатов в структуре современного образования, с поиском ресурсов утверждения в сознании молодежи российских духовных ценностей. Это требует дальнейшего изучения природы и условий личностной самореализации воспитанников, механизмов создания личностно-развивающих ситуаций в образовательном процессе, критериев и инструментария оценки личностных достижений.

фото 16.jpg

В.В.Сериков, лекции на Дальнем востоке