История

Институт является старейшим научно-педагогическим учреждением страны. В Декрете Совета Народных Комиссаров от 15 октября 1923 г. №23 в списке сети учреждений Народного Комиссариата Просвещения РСФСР среди семи научных учреждений назван Научно-Педагогический Институт методов школьной работы. Руководство Институтом в те годы осуществляла научно-педагогическая секция ГУСа (Государственного ученого совета), которую возглавляла Н.К. Крупская. В 1930-е годы институт был преобразован в ГосНИИ школ.

Первым директором Института был профессор В.Н. Шульгин, его заместителем – профессор М.В. Крупенина. Далее, за годы работы Института до 2014 г., директорами Института были Б.В. Всесвятский, В.Н. Марков, П.И. Попов, М.А. Мельников, А.И. Соловьев, С.Г. Шаповаленко, А.М. Арсеньев, М.П. Кашин, В.М. Монахов, В.С. Леднев, В.А. Поляков, Ю.И. Дик, М.В. Рыжаков.

В 1944 г. на базе ГосНИИ школ были образованы два института, вошедшие в состав Академии педагогических наук РСФСР: НИИ теории и истории педагогики (впоследствии – Институт стратегии и теории образования РАО) и НИИ методов обучения (далее – Институт содержания и методов обучения РАО), которые и составили основу созданного из пяти научных учреждений РАО в 2014 г. Института стратегии развития образования РАО.

Перед Институтом изначально были поставлены как теоретические, так и прикладные задачи: исследовать проблемы истории, теории, организации народного образования; разработать содержание и методы работы в учебных заведениях различного типа; создать систему средств обучения. Была поставлена задача оказания непосредственной помощи учительству и детским учреждениям. В те первые годы началось непосредственное взаимодействие коллектива Института с практическими работниками (консультации, семинары, курсы, конференции). Результатом этой деятельности коллектива было упрочение  авторитета ученых Института как знающих, эрудированных специалистов, понимающих цели педагогики и способных передать их практикам. Следует отметить, что авторитет сотрудников Института рос год от года, он и сегодня в России и за рубежом весьма высок.

За 100 лет своей жизни Институт имел разные названия, неоднократно объединялся с другими научными учреждениями, постоянно расширялся и обогащался новыми научными кадрами. В 1992 году в состав Института входят Исследовательский центр преподавания русского языка РАО, институт профессионального самоопределения молодежи РАО, институт средств обучения РАО. Начинается история нового учреждения – Института общего среднего образования.

Каждый период деятельности Института характеризовался серьезными научными исследованиями, которые позволяли осуществлять работу по совершенствованию практической деятельности образовательных учреждений. Невозможно в кратком введении отразить в полной мере все этапы развития исследовательской деятельности, отметим только самые существенные.

Уже в первые годы существования Института различными отделами и подотделами, такими как: школа первой ступени, обществоведения, биолого-агрономический, физико-технический и др. –  проводились исследования по определению содержания обучения на разных ступенях, уточнялись цели изучения различных учебных предметов, шло конструирование школ разного типа, создавались учебные и методические пособия.

Исследования не прекращались даже во время Великой Отечественной войны. В трудах сотрудников Института этого периода получили развитие вопросы общей дидактики (активизация познавательной деятельности; звенья учебного процесса, структура и компоненты урока). Над этими проблемами работали М.А. Мельников и М.Н. Скаткин, М.А. Данилов и И.Н. Казанцев. На стадии становления находились частные методики. Так М.А. Рыбникова, В.В. Голубков и Н.И. Кудрявцев работали над методикой литературы, Б.В. Всесвятский, А.А. Яхонтов, В.Ф. Натали и другие – над методикой естествознания.

В инструктивно-методическом письме Наркомпроса РСФСР (1942 г.), подготовленном сотрудниками Института, освещаются вопросы организации внеклассной деятельности, раскрываются особенности проведения политинформаций, формы ознакомления с сообщениями Советского Информбюро. Это были рекомендации по военно-патриотическому воспитанию, по организации подготовки к сдаче норм на значки ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) и БГСО (Будь готов к санитарной обороне). Несмотря на то, что многие сотрудники Института ушли на фронт, напряженная научно-исследовательская и практическая деятельность Института во время войны успешно продолжалась.

Учреждение Академии педагогических наук РСФСР в октябре 1943 года открыло новую страницу в жизни и деятельности нашего Института. Его вхождение в состав АПН РСФСР поставило перед коллективом новые задачи, которые были связаны с разработкой содержания, методических подходов, организации обучения по всем предметам учебного плана всех ступеней школьного образования. На повестку дня встали проблемы аксиологии образования, разработки новых целей образования, обеспечение его качества, теория построения учебников, формы организации обучения. Институт исследовал проблемы единства обучения, воспитания и развития, преемственности в изучении разных предметов, систему контроля и оценки достижений и многие другие. Президиум АПН и руководство Института пригласили на работу большую группу  ученых – представителей различных областей науки, которые возглавили многие актуальные направления исследований: по обучению истории и созданию стабильных учебников для VIII-X классов (А.М. Панкратова), по методике математики (А.Я. Хинчин), по проблемам преподавания литературы (Л.И. Тимофеев).

В структуре Института появляются экспериментальные школы: №№ 315, 334, 110, 204, 710, 625 г. Москвы; средняя школа в Горках Ленинских, школы поселков Черноголовка, Пущино-на-Оке и другие.

На протяжении всей истории Института сохраняется предметная структура. Название этих структурных единиц в разные годы менялось (лаборатория, сектор, отдел, Центр), но это был скорее формальный акт: от названия не зависело качество исследовательской деятельности, оно всегда оставалось высоким, а результаты актуальными и востребованными. Характерной особенностью руководства деятельностью Института в разные годы было приглашение на работу ведущих специалистов-предметников, ученых Академии наук СССР, преподавателей МГУ, МГПИ, иных высших учебных заведений и педучилищ, членов АПН РСФСР. В их числе А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.А. Косминский (история), А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.И. Маркушевич (математика), Л.И. Тимофеев (литература); В.Г. Зубов, М.М. Леонтович (физика); Н.Н. Дубинина, Л.Г. Воронина, Ю.И. Полянский (биология, естествознание).

Наряду с предметными, внимание руководства Института направляется на исследования общих теоретических и методологических проблем обучения. В конце 40-х годов создается  сектор общих основ методики (руководитель Э.И. Моносзон), главной задачей которого была разработка теоретических подходов к созданию методики обучения, отбору содержания изучения предметов, организации учебного плана, программ, средств обучения. Результатом исследования стали труды сотрудников сектора по методике исследования процесса обучения. В 60-е годы создается сектор дидактики. Здесь работали известные в России и за рубежом выдающиеся ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, руководили лабораториями В.Н. Федорова, И.И. Логвинов. Сектор прославился своими работами по проблемам формирования мировоззрения, активизации познавательной деятельности, межпредметных связей в преподавании естественнонаучных дисциплин.

Важным направлением исследований в 1950-е годы была реализация принципа политехнизма, соединение обучения с производительным трудом, отработка путей профориентации учащихся. Результатом эксперимента, который проходил и в городских, и в сельских школах, стали весьма полезные для практики книги: «Содержание образования в советской школе» (автор Э.И. Моносзон), «Труд в системе политехнического обучения» (под ред. М.Н. Скаткина), «Политехническое обучение» (автор С.М. Шибанов). Новые книги по данному исследовательскому направлению появились и в  60-е годы.

В 1960-е годы была организована комиссия АН СССР и АПН РСФСР по определению содержания образования в средней школе. Возглавлявший в те годы Институт академик АПН РСФСР А.М. Арсеньев отмечал, что коллектив фактически был «рабочим аппаратом» этой комиссии: во всех секторах и лабораториях создавались программы, учебники, методические пособия, активно шла их экспериментальная апробация. В содержании каждого предмета отражались основные тенденции развития соответствующих научных областей, было усилено внимание к преподнесению теоретических знаний, к развитию логического мышления учащихся. В конце 60-х, в 70-х годах ХХ века шла интенсивная исследовательская работа по реализации идей факультативных курсов, разработки содержания углубленного изучения отдельных учебных предметов (А.М. Арсеньев, А.Т. Кинкулькин, О.Ф. Кабардин). Эти исследования продолжались и в 80-е годы. На основе полученных результатов был опубликован сборник (4 выпуска), в подготовке которого принимали участие Д.А. Эпштейн, М.П. Кашин, А.А. Каверина. В издательстве «Просвещение» вышла серия книг, обеспечивших методическую помощь учителю по ведению факультативных курсов: по филологии (авторы Г.М. Воловникова и В.П. Озерская), по истории (Г.В. Клокова), по географии (Н.Е. Дик), по физике (О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов) и др.

В 60-70 годы ХХ века перед сотрудниками Института встала новая исследовательская проблема – разработка общеобразовательного курса основ кибернетики. Под руководством В.С. Леднева и А.А. Кузнецова было проведено теоретическое обоснование места этого курса в учебном плане, экспериментально проверено его содержание, созданы учебные пособия для обучающихся.

Огромная работа проводилась в 70-80-е годы по созданию четырехлетней начальной школы с началом обучения в шесть лет. В этой работе участвовали сотрудники многих институтов АПН. Среди исследователей были педагоги (А.М. Пышкало, Н.Ф. Виноградова, Т.В. Тарунтаева), психологи (Л.Е. Журова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман), физиологи (А.Г. Хрипкова, М.М. Безруких). Эти исследования подтвердили возможность успешного обучения детей с шести лет и целесообразность создания четырехлетней начальной школы – более природосообразной, комфортной и «мягкой» для младшего школьника. Эти исследования продолжались и в начале 90-х годов, что позволило сотрудникам лаборатории начального образования Института создать первый в стране учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта Н.Ф. Виноградова), по которому вот уже 25 лет успешно работают начальные школы России. Он стал единственным УМК, получившим премию Президента в области образования (2002 г.).

Институт в разные годы был инициатором создания различных научно-методических объединений по разработке нового содержания и методики обучения в школе в условиях перехода на общее среднее образование. Были созданы комиссия АН СССР и АПН РСФСР; Научные советы по проблемам углубленного изучения предметов.

Деятельность Института в девяностые годы прошлого столетия была связана с разработкой проекта федерального компонента стандарта содержания основного общего образования. Подготовленный коллективом под руководством В.С. Леднева проект по разработке стандарта занял первое место в конкурсе проектов в 1998 году.

Методологические и теоретические подходы к построению стандарта были опубликованы в двух книгах под редакцией В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова – «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (методология и педагогические основы разработки» (2002 г.) и «Государственные образовательные стандарты в системе общего образования (теория и практика)» (2002 г.).

В эти годы коллектив Института разработал проект Закона РФ «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»  с учетом сравнительного анализа образовательных стандартов зарубежных стран, включающий банк заданий по проверке достижений учащихся в соответствии с требованиями стандарта.

Деятельность института по подготовке стандарта активно продолжалась и в 2003-2004  годах. Теоретические и методологические основы разработки стандарта первого поколения (2004 г.) принадлежали ученым института В.С. Ледневу, В.В. Фирсову, М.В. Рыжакову, А.А. Кузнецову. Их подходы обеспечили развитие нового взгляда на целевую и содержательную составляющую стандарта. В группу разработчиков вошли все ведущие сотрудники Института: Л.Н. Боголюбов, И.Л. Бим, Н.Ф. Виноградова, С.И. Львова, Н.И. Петрова, А.П. Матвеев и многие другие. Впервые в содержание обучения были введены общеучебные умения, которые фактически выступали как метапредметные результаты обучения, обеспечивающие развивающий эффект обучения.

Вся работа, связанная с подготовкой государственного стандарта, «провоцировала» ряд исследований по обоснованию необходимости обновления содержания общего среднего образования и разработке методологии и теории новой структуры общеобразовательной школы – 12-летней. Были опубликованы многочисленные статьи и книги на эту тему: «12-летняя школа: проблемы и перспективы развития», «Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент», «Развитие содержания общего среднего образования», «Базисный план и концептуальные подходы к стандартам 12-летней школы», «Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования», «Ученик в обновляющейся школе» и др. Публикации, интервью руководителей проекта, круглые столы, научно-практические конференции показали огромный интерес к новой структуре школьного образования и неоднозначность ее оценки. Блестящее теоретическое обоснование идеи 12-летней школы, убежденность разработчиков в ее целесообразности и положительном влиянии на совершенствование качества российского образования, к сожалению, не могли быть реализованы в начале XXI века. Это было связано с финансовыми трудностями в системе образования, с частой сменой руководства Министерства образования и науки, с неготовностью родителей положительно оценить новую структуру школьного обучения. Прежде всего, не была принята пока идея профильного и дифференцированного обучения, общей гуманизации системы школьного образования.

В период внедрения стандарта второго поколения сотрудники Института выступали экспертами нового варианта ФГОС, разрабатывали сопровождающие стандарт документы, вели огромную работу по разъяснению его основных идей и положений среди практических работников. Все оставались всегда строгими, но объективными экспертами, что позволило преодолеть многие проблемы и трудности реализации ФГОС второго поколения.

Впервые в отечественной дидактике и частных методиках Институтом было проведено исследование, связанное с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах России. Коллектив провел огромную работу по анализу оценивания выпускных школьных и вступительных экзаменов в 59 странах мира, а также по анализу методов и форм аттестации выпускников России. По заданию Министерства к эксперименту по введению ЕГЭ были разработаны контрольно-измерительные материалы практически по всем предметам учебного плана. С начала эксперимента и по настоящее время сотрудники предметных лабораторий – активные участники всей работы, связанной с ЕГЭ: председатели предметных комиссий, консультанты, разработчики контрольно-измерительных материалов.

Институт достойно встретил юбилеи: 80-летие и 90-летие своего основания. За эти годы проведены важнейшие дидактические и методические исследования. Среди них: возможности изучения информатики и иностранного языка в начальной школе, формирование перспективной модели учебно-материальной среды общеобразовательной школы; принципы разработки технического оснащения образовательного учреждения; требования к учебникам нового поколения; содержание образования в сельской школе; система контроля и оценки на разных ступенях образования; совершенствование методического обеспечения по предметам учебного плана, создание новых УМК по обществознанию, ОБЖ, ОРКСЭ и другие.

В разные годы сотрудники Института были участниками подготовки «Педагогической энциклопедии», «Российской педагогической энциклопедии» (первого и второго издания), «Детской энциклопедии», энциклопедий для младшего школьника («Что такое, кто такой»), энциклопедических словарей юного филолога, историка, географа, физика, биолога; книг для родителей («Все о младшем школьнике»). Ученые Института – главные редакторы научно-методических журналов, которые входят в список ВАК РФ («Начальное образование», «Литература в школе», «Преподавание истории и обществоведения в школе», «Информатика и образование», «Русский язык в школе», «Иностранные языки в школе», «Стандарты и мониторинг», «Физика в школе» и др.). Среди них: Н.Л. Крупина, Н.П. Каменецкая, В.Г. Разумовский, Н.М. Шанский, М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов, Н.Ф. Виноградова.  Многие сотрудники Института являются членами редколлегий предметных методических журналов, а также активными авторами статей для них.

Особо следует отметить еще одну страницу жизни и деятельности Института – международные связи. В разные годы эти связи были различными и подчинялись общей обстановке в стране и в системе образования. Можно отметить активное осуществление разнообразных связей со странами мира в 80-годы: международные конференции и симпозиумы, семинары и круглые столы, которые проводились со странами социалистического содружества (Польша и Германия, Болгария и Чехословакия), а также с Кубой, Вьетнамом, Монголией, Финляндией, Японией, Китаем и другими. В 90-е годы эти связи заметно сузились. В начале XXI века начала восстанавливаться международная деятельность с бывшими республиками СССР, а также стало заметно участие российских школ в международных исследованиях качества образования (TIMSS). В этой работе принимал и продолжает принимать активное участие Центр качества знаний Института (руководитель Г.С. Ковалева).

Научная и практическая деятельность сотрудников Института получила заслуженную высокую оценку Правительства РФ, педагогического сообщества. Среди сотрудников многие имеют звание Заслуженный учитель РФ, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Почетный работник общего образования РФ». Более 130 человек удостоены медали «В память 850-летия Москвы». Многие сотрудники награждены медалью К.Д. Ушинского, медалью Н.К. Крупской, Почетными грамотами министерства образования и науки; несколько человек – Заслуженные деятели науки РФ. Авторы научно-практических разработок многократно завоевывали золотые, серебряные и бронзовые медали ВДНХ, два коллектива – Центр начального образования (рук. Н.Ф. Виноградова) и Центр филологического образования (рук. С.И. Львова) – лауреаты Премии Президента РФ и обладатели Государственной премии в области образования. В числе награжденных Государственными премиями СССР в разные годы были Ф.П. Коровкин (учебник истории древнего мира), Л.А. Цветков (учебник химии), А.В. Перышкин и Н.А. Родина (учебники физики), М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Т.А. Ладыженская (учебники  по русскому языку), Г.В. Дорофеев (учебники по математике). В числе награжденных Премией Правительства РФ В.А. Орлов (разработка проблемы одаренных детей), руководитель Центра комплексного формирования личности (г. Черноголовка), В.П. Лебедева.

История Института стратегии развития образования будет неполной, если не сказать о втором значимом и известном Институте, вошедшем в его состав после реорганизации РАО в 2014 году.

Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики был создан на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР от 14 февраля 1944 года № 138 и Устава Академии педагогических наук РСФСР в когорте первых научно-исследовательских учреждений АПН РСФСР, а с 1968 года стал одним из ведущих институтов АПН СССР. На протяжении всей своей деятельности Институт, следуя своей миссии, разрабатывал научные основы для определения государственной стратегии и политики развития образования; проводил фундаментальные исследования, направленные на приращение знания в области философии и методологии образования, теории педагогики, теории непрерывного образования, дидактики, теории воспитания, истории образования и педагогики в России и зарубежных странах, педагогической компаративистики.

Институт возглавляли на разных этапах его деятельности крупные ученые и организаторы науки: И. Ф. Свадковский, Н. А. Константинов, Н. А. Петров, Б. П. Есипов, А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев, М. И. Кондаков, Т. А. Ильина, А. И. Пискунов, З. А. Малькова, Б. С. Гершунский, В. И. Додонов, В. А. Мясников. Из научного коллектива  Института вышли Президент Академии педагогических наук СССР М. И. Кондаков и Президент РАО Н. Д. Никандров, министр образования России в 1990–1992 гг. Э. Д. Днепров. Министр образования России в 1992–1996 гг. Е. В. Ткаченко являлся научным консультантом-координатором по взаимодействию с научным сообществом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», где он плодотворно работал последние годы жизни.

В Институте сформировалась плеяда выдающихся ученых-педагогов: П. Р. Атутов, Н. К. Гончаров, М. А. Данилов, С. Ф. Егоров, Л. В. Занков, Н. А. Константинов, В. В. Краевский, Н. П. Кузин, И. Я. Лернер, И. И. Логвинов, Е. Н. Медынский, А. М. Новиков, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, З. И. Равкин, К. И. Салимова, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев. Их педагогическое наследие не утрачивает своей актуальности.

Плодотворную научную деятельность в настоящее время ведут бывшие сотрудники Института: академики РАО С. К. Бондырева, В. П. Борисенков, А. Н. Джуринский, М. М. Поташник, А. М. Цирульников, члены-корреспонденты РАО М. Н. Кузьмин, А. В. Мудрик, В. М. Полонский, и др.

Произошедшее в 2014 году объединение пяти институтов под учредительством Министерства образования и науки Российской Федерации открыло новую страницу в научной жизни Института.

Первым директором Института стратегии развития образования стала С.В. Иванова, прежде возглавлявшая Институт теории и истории педагогики, ныне – научный руководитель Института. С 2021 года институт возглавляет Татьяна Владимировна Суханова.

Объединение в рамках единого научного учреждения философов, историков педагогики, дидактов, ученых-методистов по всем школьным предметам позволило решать важнейшие вопросы современной системы образования: теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов, методологические основы преемственности и непрерывности образования, реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании, методологическое обеспечение междисциплинарных исследований в сфере образования, дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях, обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды, формирование системы оценки образовательных достижений школьников как механизма повышения качества общего образования, проведение исследований, направленных на обновление содержания школьного экологического образования, разработки новых подходов к формированию экологической культуры школьников.

На базе Института открыты и продолжают активную работу научные школы ученых, долгое время проработавших в нем и написавших здесь ставшие классическими труды. 

С 2021 по 2023 годы сотрудники Института проделали огромную работу: при их непосредственном участии были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, федеральная основная общеобразовательная программа. Это стало возможным только в условиях слаженной работы высокопрофессионального коллектива.

В настоящее время в период реализации обновленных федеральных  государственных образовательных стандартов и федеральной основной общеобразовательной программы сотрудники Института выступают экспертами, разработчиками сопровождающих документов и авторами научно-педагогической литературы, ведут огромную работу по разъяснению основных идей и положений стандарта среди педагогических работников.

Институт стратегии развития образования является разработчиком материалов для крупного всероссийского социально значимого проекта Минпросвещения России – цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном». Главной целью этих занятий является развитие ценностного отношения школьников к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование гражданской идентичности, воспитание в духе патриотизма. Классные руководители и ученики ведут диалог о семейных традициях, о государственных символах, о современной науке. На занятиях школьники и студенты колледжей обращаются к истории и традициям нашей страны, к знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию. Проект охватывает все образовательные организации общего и среднего профессионального образования, в нем участвуют около 20 млн обучающихся и педагогов.

Соглашение о создании кафедры ЮНЕСКО по глобальному образованию было подписано между ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» и ЮНЕСКО в достаточно сложное время – 30 января 2018 года. Новое соглашение о продлении деятельности Кафедры до 2026 г., в котором одобряется деятельность Кафедры с момента ее основания и поощряется расширение сети международных контактов, пришло из центрального офиса ЮНЕСКО 24 февраля 2023 года.

Основная цель работы кафедры, в соответствии с Соглашением, - продвижение интегрированной системы сбора информации, исследований, обучения и подготовки документации по глобальному образованию, способствующее сотрудничеству между известными, признанными на международном уровне исследователями и учеными Института и других научных и образовательных организаций Российской Федерации, так же как и других стран Европы, Азии, Тихоокеанского региона и других регионов мира.

Подписание этого соглашения явилось результатом активной международной деятельности Института стратегии развития образования, в рамках которой проводятся совместные исследования, организуются международные конференции и осуществляются совместные публикации ученых из разных стран. Так, Институт сотрудничает с Беларусью, Венгрией, Грецией, Казахстаном, Китаем и Узбекистаном (всего более 15 научных, образовательных и общественных организаций), а также с более чем 90 организациями из регионов Российской Федерации.