Научная деятельность
История
Научный совет по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования создан решением Бюро Отделения 22 сентября 2020 г. (протокол № 8).
Методологической основой работы Научного совета является Научная школа «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи» (основана в 70-х гг. XX в.; основатель - академик РАО, д.п.н., профессор Людмила Ивановна Новикова, руководитель – д.п.н., профессор, член-корр. РАО Наталия Леонидовна Селиванова). Научный совет рассматривает воспитание как процесс управления развитием личности ребенка через создание благоприятных условий. Это определение, данное еще в прошлом столетии академиками РАО Х.Й. Лийметсом и Л.И. Новиковой, в течение долгого времени показывает свою продуктивность.
Кредо научной школы Л.И. Новиковой:
- Воспитание – это управление процессом развития личности.
- Воспитательная деятельность может быть реализована только при наличии у педагога личностно-профессиональной позиции воспитателя.
- Воспитание должно быть неразрывно связано с гуманизацией взаимоотношений детей и взрослых.
- Развитие личности ребенка опосредовано детским коллективом, представляющим собой единство организации и психологической общности.
- Эффективный механизм воспитания в школе – это ее воспитательная система, важнейшими характеристиками которой являются образ жизни коллектива и его психологический климат.
- Эффективный механизм воспитания в социуме – это воспитательное пространство, то есть педагогизированная среда, способом организации которой является педагогическое со-бытие.
Научный совет является преемником традиции междисциплинарного подхода к исследованию педагогических проблем, заложенной Научным советом «Психолого-педагогические проблемы коллективы и личности» Президиума АПН СССР в 70-х – 80-х гг. XX в. Сопредседателями Научного совета были академики РАО Хейно Йоханович Лийметс и Артур Владимирович Петровский (впоследствии А.В. Петровского сменил Алексей Александрович Бодалев), заместителем сопредседателей – Людмила Ивановна Новикова, ученым секретарем – Анатолий Викторович Мудрик.
«Научный совет неформально объединил (создав этакий «невидимый колледж») исследователей – как педагогов, так и психологов, а также ряд философов и социологов, в сфере интересов которых лежали те или иные проблемы психологии и педагогики коллектива, взаимодействия коллектива и личности, его роли в развитии личности. <…> Научный совет стал своеобразным центром исследовательской мысли в сфере психолого-педагогической проблематики коллектива и личности» (А.В. Мудрик).
Целью деятельности Научного совета является координация деятельности педагогов-исследователей, занимающихся проблемами воспитания подрастающего поколения.
Для достижения этой цели Научный совет осуществляет следующие виды деятельности:
- координация методологических и теоретических исследований в области воспитания;
- обсуждение проблем воспитания, нуждающихся в философском и методологическом обосновании;
- анализ сложившейся практики воспитания;
- разработка, экспертный анализ и апробация методологических регулятивов, обеспечивающих повышение качества педагогических исследований в сфере воспитания;
- привлечение научных сил, в том числе специалистов в области философии, психологии, социологии и различных областей знания для разработки методологических оснований прогнозирования развития воспитания;
- обоснование приоритетных направлений развития теории и практики воспитания,
- научно-методическая поддержка организации конференций, семинаров, круглых столов и постоянно действующих семинаров по теории и практике воспитания федерального и межрегионального масштаба, а также семинаров и общественных лабораторий при научно-исследовательских и образовательных организациях;
- информирование научно-педагогической общественности о новейших отечественных и зарубежных исследованиях в области воспитания и публикации в прессе по важным и острым вопросам теории и практики воспитания.
1. Основные направления исследований в сфере воспитания на современном этапе развития теорий и практик образования.
Воспитание в современном мире, тенденции его развития. Изменения в сфере воспитания. Проблематика методологических и теоретических исследований в области воспитания. Изменения социальности воспитания: расширение субъектов (участников) воспитательного процесса, их ресурсы и ограниченности (особенно непрофессиональные субъекты, волонтеры, участники различных общественных объединений и т.п.)
Идеологические и гносеологические предпосылки кризисных явлений в воспитании. Содержание, формы, методы и средства воспитания, адекватные новым условиям взросления подрастающего человека и его характеристикам. Особенности воспитания на различных уровнях образования в условиях различных видов образовательных организаций. Исследования, посвященные гендерному, возрастному подходам в воспитании; воспитанию в условиях социального расслоения. Соотношение внешних и внутренних факторов в возникновении инноваций как социально-педагогического феномена в сфере воспитания. Сущность семейного воспитания в современной ситуации, взаимодействие семьи и образовательных организаций в современных условиях. Молодежные субкультуры в сфере воспитания.
Специфика реализации воспитательного потенциала общего образования с учетом культурно-исторических традиций регионов.
Самоанализ, государственная и общественная экспертиза воспитания в образовательных организациях.
Подготовка педагогов к воспитательной деятельности. Инновационные модели педагогического образования в сфере воспитания. Обновление содержания подготовки педагогов к воспитательной деятельности на уровне вузовского и дополнительного профессионального образования. Модели и механизмы сетевого взаимодействия образовательных организаций разных уровней в подготовке и переподготовке профессиональных кадров для воспитательной деятельности. Научно-педагогические кадры в сфере воспитания. Опыт непрерывного педагогического образования в сфере воспитания.
Воспитательные аспекты выявления, развития и поддержки общей и специальной одаренности детей и молодежи. Воспитательные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Научно-педагогическое знание о воспитании, его источники и методы получения.
Теория воспитания в современном научном пространстве, ее «отношения» с другими науками об образовании.
Использование в педагогическом исследовании знаний других наук об образовании (на примере философии, психологии, социологии, физиологии человека и др.). Специфика междисциплинарных исследований в области воспитания. Исследовательская деятельность по вопросам воспитания (методы, методики, исследовательские проекты). Методы получения научного знания в теории воспитания. Перспективные научно-педагогические идеи в исследованиях воспитания.
3. Методическое обеспечение воспитания в различных образовательных организациях.
Методики воспитательной работы: новые и эффективность традиционных. Методическое обеспечение деятельности современного классного руководителя. Результативность и эффективность воспитания. Методы изучения воспитания, критерии его результативности. Роль самоанализа деятельности педагогов в образовательной организации.
4. Информатизация в сфере воспитания.
Теоретические основы создания воспитательного пространства в информационной среде. Потенциалы и риски цифровой среды в воспитании школьников.
Возможности и ограничения воспитательных практик в виртуальной среде (не только образовательной). Воспитание и развитие учащихся в условиях смешанного и дистанционного обучения. Специфика деятельности педагогов как воспитателей в условиях смешанного и дистанционного обучения.
5. Координация и методологическая поддержка развития педагогической науки в сфере воспитания.
Анализ состояния и экспертиза качества научно-педагогических исследований в сфере воспитания. Определение приоритетных направлений исследований в сфере воспитания. Организация исследовательской деятельности по вопросам воспитания (методы, методики, исследовательские проекты).
6. Внедрение научных разработок в сфере воспитания.
Обеспечение трансляции концепций и других разработок в сфере воспитания. Условия эффективного внедрения научных разработок и рекомендаций в практику образовательных организаций. Определение механизмов внедрения в современных условиях развития цифровой среды.
Состав Научного совета
В состав Научного совета входят сотрудники образовательных и научных организаций 24 субъектов Российской Федерации – российские ученые, научные сотрудники, преподаватели учреждений высшего образования и дополнительного профессионального образования, специализирующиеся на исследовании проблем воспитания, повышении качества и результативности педагогических исследований в этой сфере, совершенствовании преподавания теории воспитания в педагогических вузах, создании учебников и учебно-методических пособий для педагогов-исследователей, экспертизе диссертационных исследований и инновационных проектов в образовании.
Председатель Научного совета:
Селиванова Наталия Леонидовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в сфере образования ФГБНУ «ИСРО», г. Москва.
Заместители председателя:
Шакурова Марина Викторовна, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВО ВГПУ, г. Воронеж;
Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «НГПУ», г. Новосибирск.
Ответственный секретарь:
Пустыльник Юлия Юрьевна, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией развития личности в сфере образования ФГБНУ «ИСРО», г. Москва.
Контакты
Предложения об участии в работе Научного совета направляйте по адресу sovetrao@mail.ru