НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.Ф.ВИНОГРАДОВОЙ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

1. Истоки становления школы, научные учителя

фото 1 Виноградова.jpg

Под руководством Виноградовой Натальи Федоровны, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, в конце 80-х годов ХХ века оформилась научная школа «Начальная школа XXI века». Наталья Федоровна Виноградова - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента в области образования, победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки РФ, лауреат Международного конкурса «Золотой компас»; обладатель  Почётного знака «За верность профессии» и Золотой медали «За достижения в науке», заведующая Лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования.

Руководитель научной школы и члены научного коллектива начинали свою научную деятельность под непосредственным руководством выдающихся ученых: А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, И.Д. Зверева, А.М. Пышкало.

Методологическими основами создания школы стали:

  • Теория становления интеллектуальной деятельности, формирования обобщенного способа действий (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин);

  • Концепция амплификации развития детей (А.В. Запорожец);

  • Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  • Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  • Концепция четырехлетней начальной школы (И.Д. Зверев, А.М. Пышкало).

В 80- 90-е годы прошлого столетия на основе лаборатории начального образования ИСМО РАО был создан творческий коллектив, задачей которого стала разработка концептуальных подходов к современной системе средств обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное развитие младшего школьника, становление устойчивых мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование учебной деятельности как ведущей младшем школьном возрасте. Система средств обучения в виде учебно-методического комплекта, включающего учебники, рабочие тетради, разнообразный дидактический материал для учащихся, а также методические книги для учителя, базировался на следующих приоритетных концептуальных позициях:

а) реализация вклада каждого учебного предмета в становление всех компонентов учебной деятельности младшего школьника, его интеллектуальное развитие;

б) обеспечение условий для формирования способностей младших школьников самостоятельно решать различные логические и коммуникативные задачи, рационально строить алгоритмы решения учебных задач,

в) включение в средства обучения системы упражнений, которые способствовали становлению учебной самостоятельности, самоконтроля процесса и результата своей учебной деятельности;

г) разработка структуры учебных средств, наличие рубрик и условных обозначений, обеспечивающих развитие мотивации к изучению предмета и познавательные интересы;

д) обеспечение индивидуально-дифференцированного обучения, расширение эрудиции и общей культуры обучающегося.

Дальнейшее развитие идей развивающего обучения и их реализация в массовой практике начального обучения осуществлялись в процессе следующих исследовательских мероприятий:

1) В рамках подготовки кандидатских (О. Рыдзе, И. Тимофеева, Р. Мошнина, Т. Тарасова, Т. Ким, Н. Шкуричева и др.), и докторских диссертаций (Д. Волошек, О. Рыдзе, Л. Тимофеева, М. Антонова) шла исследовательская проверка концептуальных подходов к разработке системы обучения в начальной школе. Это дало возможность представить концепцию современного процесса обучения младших школьников, учитывающего психологический статус ребенка этого возраста и обеспечивающего формирование основных показателей его развития: умение добывать и использовать знания, работать с информацией, оценивать свои достижения и анализировать недостатки своей учебной деятельности.

2) В течение 20 лет под руководством Н.Ф. Виноградовой шла работа по созданию учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». Созданная система сопровождения процесса обучения младших школьников (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, программы и методические пособия для учителя) доказала высокую эффективность в получении реальных результатов обучения школьников. Они проявляются в оптимальном уровне готовности учащегося к дальнейшему обучению, учебно-познавательной мотивации деятельности, развитии познавательной, коммуникативной, рефлексивной сферы обучающегося. Участниками этой работы были как сотрудники Центра начального образования ИСМО РАО (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе), так и представители других научных организаций и подразделений (С.В. Иванов, Г.С. Калинова).

Возможность эффективной работы коллектива была обеспечена тем фактом, что первый вариант системы средств обучения стал победителем Всесоюзного конкурса и получил финансовую возможность обеспечить их публикацию.

УМК «Начальная школа XXI века» удостоен Премии Президента РФ в 2003-м году.

фото 2.jpg

фото 4.jpgВсероссийская конференция, посвященная юбилею проекта «Начальная школа XXI века»

Сейчас коллектив вошел в новый период работы над системой учебников: идет их доработка и подготовка к переизданию в соответствии с обновленным ФГОС НОО. Новые учебные пособия «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой уже вышли в 2023 г.

фото 3.pngфото 5.pngфото 6 .jpgфото 7.png

3) Одновременно под руководством Н.Ф. Виноградовой шла работа над новым поколением средств обучения, которые реализовали преемственность в обучении между начальной и основной школой. Под ее руководством была создана концепция преемственности, которая была одобрена ученым советом ИСМО РАО и стала основанием для разработки средств обучения, обеспечивающих преемственные связи между начальной и основной школой. Учебники, учебные пособия, дидактические и методические пособия для начальной и основной школы были напечатаны издательством «Просвещение». Среди них: литературное чтение (авторы Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В., Сафонова, В.И. Петрова), математика (авторы – О.А. Рыдзе, С.С. Минаева, Л.О. Рослова). Н.Ф. Виноградова вошла в авторский коллектив учебников «Обществознание» для 5 и 6 классов основной школы (ред. Л.Н. Боголюбов и Л.Ф. Иванова).

4) Еще одним направлением деятельности Н.Ф. Виноградовой по установлению преемственности между разными ступенями образования было руководство творческим коллективом по созданию Концепции преемственности между дошкольным и начальным образованием. Документ был рекомендован Ученым советом Института содержания и методов обучения и одобрен Министерством образования в начале XXI века. На основе этой концепции была создана Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» и комплект пособий из 15 рабочих тетрадей для старшего дошкольника, работа с которыми обеспечивала его успешную подготовку к школе. Особое внимание уделялось становлению предпосылок учебной деятельности, развитию мышления, звуковой культуры, чувственного восприятия и элементов исследовательского труда. В этой работе принимали участие ряд известных психологов, дидактов, методистов дошкольного образования (Н.Г. Салмина; С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.). 

5) Со второго десятилетия XXI века Н.Ф. Виноградова разрабатывала новые направления дидактики и методики начальной школы. Одно из них было связано с созданием средств обучения по предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» для начальной школы с последующим переходом к основному школьному звену. Были отработаны концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников и подростков и созданы учебники в соответствии с модульным принципом построения данного учебного предмета: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы религиозных культур и светской этики», а также учебники «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 и 6 классов. Основная идея ознакомления младших школьников с традиционными религиозными культурами России заключалась в раскрытии того, что объединяет, а не разъединяет религии в нашей стране: вклад в историю, культуру, поддержка народного творчества, традиций и пр. Эта идея ознакомления с религиями в России была одобрена на конференции (г. Ульяновск), где присутствовали представители высшего духовенства православия, ислама, буддизма и иудаизма. 

фото 8.jpgфото 9.pngфото 8.1.pngфото 9.1..png

Другим новым направлением стало создание средств обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Н.Ф. Виноградова возглавила коллектив авторов, в результате его работы появились учебники по ОБЖ для 5-6 и 7-9 классов.

2. Общая характеристика научной школы «Начальная школа XXI века» и практические результаты ее деятельности

В состав коллектива научной школы входят: сотрудники лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»; аспиранты и соискатели, работающие под руководством Н.Ф. Виноградовой; преподаватели факультетов и кафедр начального образования педагогических университетов и институтов; сотрудники ИПК, Центры образования «Начальная школа XXI века» (были созданы издательством «Вентана-Граф» в начале XXI века); учителя начальной школы, работающие по системе учебников «Начальная школа XXI века», созданных под руководством Н.Ф. Виноградовой.

фото 10.jpgСотрудники лаборатории начального общего образования

фото 11.jpgВсероссийская конференция по начальному образованию, г. Санкт-Петербург

География научной школы: города и регионы России – города Северо-запада (Санкт-Петербург, Архангельск, Вологда), Поволжья (Астрахань, Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Уфа, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны), города Центральной части России (Новгород Великий, Смоленск, Тула, Белгород), города южного региона (Владикавказ, Нальчик, Сочи, Краснодар); города Урала, Сибири и Дальнего востока (Киров, Тюмень, Магнитогорск, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, Барнаул). Ученики школы, которые многие годы работали с лабораторией начального образования, а также защитившие докторские и кандидатские диссертации, и сейчас успешно работают за рубежом: в Германии, Польше, Вьетнаме, Кубе, Казахстане, Украине, Белоруссии, Грузии.

фото 12.jpgНаучно-практическая конференция, г. Курск

фото 13.jpgВсероссийская конференция, г. Тюмень

Общее число публикаций руководителя: более 400.

Общее число публикаций коллектива (за последние пять лет): более 150.

Наиболее значимые печатные работы коллектива (за последние 10 лет):

  1. Реализация ФГОС НОО: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Методическое пособие для учителя.  2023.

  2. Система оценки предметных результатов обучения. Русский язык; Литературное чтение; Математика, Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя. 2023.

  3. Обновленный федеральный государственный стандарт начального общего образования: трудности реализации и условия их устранения. Сб. статей.  2022.

  4. Методические рекомендации для учителей по реализации обновленного ФГОС НОО: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. 2022

  5. Готовность педагога к организации процесса формирования функциональной грамотности младших школьников. Программа курсов ИПК с методическими рекомендациями. 2019.

  6. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя. 2018.

  7. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». 2017.

  8. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе. Книга для учителя. 2016.

История становления и развития методик начального образования. Первая половина ХХ века: очерки по истории педагогики. 2013.

фото 14.jpgфото 15.pngфото 16.jpgфото 17 .jpg

3. Базисные концептуальные положения научной школы

  1. Приоритетной целью начального образования является развитие личности младшего школьника, достижение реальных психических и личностных новообразований, которые определяют становление нового социального статуса обучающегося, его изменения как субъекта учебной деятельности, успешное обучение сегодня, завтра и в перспективе.

  2. Начальное образование строится на ведущей деятельности младшего школьного возраста. Конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности удовлетворяет познавательную потребность младшего школьника, обеспечивает его полноценное психическое развитие, становление способности к самообразованию, формирование навыков учебного сотрудничества. Особая роль учебной деятельности – в становлении младшего школьника как субъекта учебно-познавательной деятельности, характеристика которого формулируется следующими действиями: принимаю учебную задачу, умею добывать знания, знаю, как применять полученные знания, объективно оцениваю уровень своих достижений, стремлюсь к большему, умею предвидеть возможные трудности и их предупреждать.

  3. Интегративный подход к конструированию содержания начального образования позволяет в полной мере учитывать психологические возможности младшего школьника, а также обеспечить вклад предметного содержания в развитие общей культуры и эрудиции младшего школьника. При интегративном подходе снимается «эффект флюсовости» содержания образования, а также ограничения в развитии детей, которые могут дать более высокий результат по сравнению с удовлетворительным уровнем стандарта. В системе средств обучения присутствуют специально разработанные рубрики: «Трудное задание», «Этот удивительный мир», «Знакомься: наша Родина» «Жил на свете человек», «Работа в парах», «Работа в группах», «Послушаем друг друга» (примеры из системы учебников «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова») которые обеспечивают создание положительного богатого интеллектуального фона обучения.

  4. Достижение высоких результатов обучения обеспечивается системой диагностической и коррекционно-развивающей деятельности учителя. Педагогическая диагностика позволяет контролировать не только предметные, но и метапредметные результаты обучения.

  5. Преемственность разных звеньев образования обеспечивается, прежде всего, перспективностью в конструировании целевого компонента образования (с дошкольным звеном и основной школой), а также своевременной помощи учащимся, испытывающим трудности учения.

  6. В основе конструирования современного учебного процесса лежит обеспечение интеграции предметных и метапредметных достижений обучающегося, что обеспечивает: во-первых, разрушение приоритета репродуктивного обучения, стойкая привязанность ученика к готовому образцу и особое внимание к совместной деятельности учителя и учащихся по созданию алгоритма действий; а во-вторых, взаимосвязь и взаимозависимость изучения учебного предмета и развития на его содержании универсальных учебных действий.

4. Основные направления научной деятельности

  1. Обоснование концептуальных подходов к совершенствованию дидактической системы начального образования. Включение в модель дидактической системы трех новых компонентов – мотивация, контрольно-оценочная деятельность, дифференциация обучения; их теоретическое обоснование. Конструирование содержания начального образования в свете целевых требований ФГОС НОО.

  2. Создание системы дидактического сопровождения процесса реализации концепции современной четырехлетней начальной школы: УМК «Начальная школа XXI века» (впервые представлена как система средств на единой концептуальной основе в начале 90-х годов);

  3. Теоретические основы модернизации программ начального общего образования. Разработка идеи и содержания интегрированных предметов «Окружающий мир» (этот предмет заменил в учебном плане курс «Природоведения»), «Основы религиозных культур и светской этики», ОБЖ.

  4. Обоснование методических подходов к реализации деятельностного компонента процесса обучения; характеристика актуальных типов деятельности в современной начальной школе, разработка технологических механизмов сенсорной, поисково-исследовательской деятельности и деятельности моделирования. Интеграция процесса формирования предметных и универсальных учебных действий. 

  5. Создание Концепций преемственности в системе образования: дошкольное и начальное звено; начальное и основное звено; их практико-ориентированное сопровождение: «Предшкольная пора», участие в создании средств обучения для 5-9 классов.

  6. Историко-педагогический анализ становления дидактики и частных методик начального образования в России ХХ века.

  7. Выполнение исследований по ФЦП, ведомственным целевым программам: «Федеральный компонент содержания образования» (2002-2004 гг.); «Образовательный стандарт как норма определения качества общего образования» (2013-2014 гг.); «Теоретические основы модернизации программ начального (полного) общего, основного (полного) общего, среднего общего (полного) образования» (2015 г.); «Обновление содержания общего образования» (2021-2024 г.г.).

5. Механизмы связи с массовой практикой обучения

  • участие в системе повышения квалификации учителей начальной школы (семинары, курсы, конференции, круглые столы, мастер-классы);

  • ознакомление с дидактикой начальной школы России на международном уровне (конференции с международным участием; зарубежные командировки; длительная работа в зарубежных странах – Куба, Вьетнам, Сирия, Гвинея-Бисау, Острова Зеленого мыса, многие страны Европы).

  • издание журнала «Начальное образование» (с 2003 года), включен в перечень ВАК;

  • преподавательская деятельность в системе высшего профессионального образования;

  • участие в качестве члена трех диссертационных советов по специальностям «общая педагогика» и «профессиональное образование»;

  • руководство экспериментальными и опорными площадками, работающими в разных регионах РФ.

фото 18.jpgПрезентация учебных пособий членов Научной школы