Мухаметзянов Искандар Шамилевич
Мухаметзянов Искандар Шамилевич
Лаборатория информатики и информатизации образования
- Должность : ведущий научный сотрудник
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
-
Перечень преподаваемых дисциплин:
здоровьесберегающие технологии в образовании
-
Уровень образования:
2007 Юридический факультет, специальность Юриспруденция. Академия социального образования (КСЮИ) (ВСА0488020), г. Казань.
2002 Специальность Менеджмент. Международный институт менеджмента «ЛИНК». (ПП № 475810), г. Жуковский.
1992 Факультет переподготовки кадров, специальность Психология и социальная педагогика. Казанский химико-технологический институт (ДВП№018954), г. Казань.
1987 Хирургический факультет, специальность Урология (гемодиализ). Московская медицинская академия последипломного образования врачей, (уд. № 1659), г. Москва.
1985 Лечебный факультет, специальность Лечебное дело. Казанский государственный медицинский институт им. С.В. Курашова, (МВ № 740301), г. Казань. - Квалификация: преподаватель
-
Ученая степень:
доктор медицинских наук (Общественное здоровье и здравоохранение), профессор (Специальная психология)
-
Ученое звание:
профессор (Специальная психология)
- Сведения о повышении квалификации: 2022
- Общий стаж работы: 38 лет
-
Основные направления научной деятельности:
в 1985 году окончил лечебный факультет Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова по специальности «лечебное дело».
В 1987 году окончил ординатуру при Центральном Ордена Ленина институте усовершенствования врачей по специальности «урология (гемодиализ)».
В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности 14.00.27- Хирургия на тему «Оптимизация гемодиализа с применением компьютерной информационной технологии». В 2002 году защитил докторскую диссертацию по специальности 14.00.33 – «Общественное здоровье и здравоохранение» на тему «Терминальная стадия хронической почечной недостаточности и совершенствование управления службой заместительного лечения на региональном уровне (медико-социальные, клинические и организационно-управленческие аспекты)».
Общий медицинский и научно-педагогический стаж 38 лет. -
Область научных интересов:
в период трудовой деятельности акцентировал внимание на вопросах применения информационных и коммуникационных технологий в медицине и образовании, педагогике и психологии профессиональной школы, организации и управлении в социальной сфере, стратегическом планировании и инновационных технологиях в модернизации социальной сферы, экономике здравоохранения и образования, здоровьесбережении в системе образования, здоровьесберегающей информационно-коммуникационной среде обучаемого, социализации обучаемых.
2019–2023 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
С марта 2019 года – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
В период с 2003 по 20015 год подготовил трех докторов и четырех кандидатов педагогических и психологических наук.
Свидетельства на полезную модель, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке - 10.
В разные годы были разработаны:
- теория, методическое сопровождение и программное обеспечение информатизации службы заместительной почечной терапии;
- теория, методическое сопровождение и программное обеспечение создания, компьютерного обеспечения и организации и управления деятельности службы заместительной почечной терапии на региональном уровне;
- концепция медицинского обеспечения информатизации образования;
- концепция и методическое обеспечение педагогико-эргономического и санитарно-гигиенического обеспечения деятельности обучаемого в информационно-коммуникационной среде и др.
- В период практической деятельности руководил коллективами до 200 человек. Опыт работы на уровне субъекта РФ. Навыки в формировании интегрированных систем на уровне региона. Эксперт Общественной палаты РТ. Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018 г. по настоящее время).
С 2020 – член совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук 33.1.002.02 (Д 008.013.04) по научной специальности 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, информатика, уровни общего и профессионального образования) (педагогические науки) (13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования, уровни общего и профессионального образования; информатика, уровни общего и профессионального образования)) на базе ФГБНУ ИСРО.
2023 – ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». -
Публикации:
опубликовано всего более 230 научных и методических трудов. Из общего числа научных публикаций 223 из них размещены в e-library со следующими показателями: 199 – РИНЦ, 86 – издания ВАК, 13 – зарубежные журналы, индекс Хирша – 21. За последние пять лет опубликовано более 65 работ.
ФИО ID РИНЦ Orcid ID Scopus Author ID WOS Research ID Мухаметзянов Искандар Шамилевич 612847 0000-0001-5008-0721 57190295879 A-9424-2017
Научные статьи в журналах Scopus или WoS:- Mukhametzianov I.Sh. Distance Learning During the Pandemic. Organizational and Managerial Problems // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higer Education (TELE), 2022, pp. 245-247. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801008. (Scopus).
- Mastornova V.A., Kozlov O.A., Mukhametzianov I.Sh., Poliakov V.P., Robert I.V., Shikhnabieva T.Sh. International Experience of Digital Technologies Applying in Secondary Education Organizations Activities // 2nd International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, May 26-27, 2022, Russia, Lipetsk. Page(s): 248-253. doi 10.1109/TELE55498.2022.9801027. (Scopus).
- Mukhametzyanov I., Social aspects of the COVID-19 pandemic in the education system // SAHD 2021 - 5th International Scientific and Practical Conference 2021 “Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions)”, 101 (2021) 03006.
- Mukhametzyanov I. Digital citizenship and the student’s digital footprint: questions of application, promotion and data protection // In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Computer and Information Security (INFSEC 2021), pages 12-16.
- Morozov, A., Mukhametzyanov, I., Evdokimova, O. Using a smartphone in the learning process: the experience of the 2020 pandemic. E3S Web Conf., 295 (2021) 05017.
- Mukhametzyanov I. Screen time and health of children and adolescents // Proceedings - 2021 1st International Conference on Technology Enhanced Learning in Higher Education, TELE 2021, 2021, pp. 252–255, 9482573.
- Mukhametzyanov I.Sh., Roslova L.O., Shikhnabieva T.S., Polyakov V.P., Kastornova V.A., & Kozlov O.A. (2021). From a paper textbook to a digital educational resource. Evolution of requirements. In A. A. Arinushkina (Ed.), Advances in Education Research and Practice. Cham, Switzerland: Springer. ISSN 2367-3370.
- Mukhametzyanov I.Sh., Kozlov O.A., Polyakov V.P. Fifth generation internet network in of higher education. Issues of medical and information security of students' personality // CEUR Workshop Proceedings, 2020, 2562, pp. 223–233.
- Mukhametzyanov I.Sh. Digital educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2019, 12(9), pp. 1670–1681.
- Forecast of the Development of Education Informatization. Robert I.V., Mukhametzyanov I.S., Arinushkina A.A., Kastornova V.A., Martirosyan L.P. Espacios. 2017. С. 38.
- Хусаинова С.В., Мухаметзянов И.Ш. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 29-33. (ERIH)
- Морозов А.В., Мухаметзянов И.Ш. Медико-пcихологичеcкие аcпекты здоровьеcберегающей информационно-образовательной cреды // Человек и образование. – 2017. – № 2 (51). – С. 48-54. (ERIH)
- Мухаметзянов И.Ш. Состояние и пути совершенствования информационной грамотности у участников образовательного процесса // Педагогическая информатика. 2023. № 1. С. 5-15.
- Мухаметзянов И.Ш. Информационная грамотность как предиктор здоровьесбережения в условиях информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 3 (176). С. 155-163.
- Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как критерий возможности включения учащегося в дистанционное и смешанное обучение // Педагогическая информатика. 2022. № 2. С. 3–14.
- Мухаметзянов И.Ш. Значимость здоровья участников учебной̆ деятельности в дистанционном и смешанном обучении // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 5 (87). С. 111–122.
- Мухаметзянов И.Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Информатика и образование, 2022, № 37(4). С. 19–24.
- Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект, мотивация учащихся и эффективность смешанного и дистанционного обучения // Педагогика информатики. 2022. № 1-2. С. 44-56.
- Мухаметзянов И.Ш. Смешанное и гибридное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Организационные аспекты // Педагогическая информатика. 2022. № 4.
- Мухаметзянов И.Ш. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3 (152). С. 155-162.
- Мухаметзянов И.Ш. Цифровые компетенции как залог здоровья учащегося. Опыт пандемии. Заметки к образовательным стандартам // Информатизация образования и науки. 2022. № 1. С. 139-148.
- Мухаметзянов И.Ш. Домохозяйства в период дистанционного обучения // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 93-104.
- Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
- Мухаметзянов И.Ш. Электромагнитное излучение и коммуникационные технологии в современном образовании // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 121-129.
- Мухаметзянов И.Ш. Образование после пандемии covid-19. управленческие и медицинские аспекты // Педагогическая информатика. 2021. № 2. С. 153-160.
- Мухаметзянов И.Ш. Организационные, гигиенические и медицинские последствия дистанционного обучения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 99-112.
- Мухаметзянов И.Ш. Цифровое неравенство, цифровые компетенции учителя и цифровая трансформация образования // Педагогическая информатика. 2021. № 3. С. 3-12.
- Мухаметзянов И.Ш. Цифровая трансформация образования (большие данные, кибербезопасность, цифровой след учащегося) // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 180-191.
- Мухаметзянов И. Ш. Мобильное обучение и культура использования мобильных технологий // Мир психологии. 2020. № 3. 206-215.Мухаметзянов И.Ш. Дистанционное обучение. Медицинские аспекты. Первые уроки пандемии 2020 // Педагогическая информатика. 2020. № 3. С.167-176.
- Мухаметзянов И.Ш. Подготовка родителей учащихся к реализации дистанционного обучения в условиях использования информационных технологий // Педагогическая информатика. 2020. № 2. С.125-133.
- Мухаметзянов И.Ш. Расширение показателей мониторинга системы образования в части обеспечения здоровьеформирующего обучения в системе общего среднего образования // Наука о человеке: Гуманитарные исследования. 2020. 1(39). С. 82-87.
- Мухаметзянов И.Ш. Электронные учебники. Дополнительные требования // Информатизация образования и науки. 2020. 2. С. 195-201.
- Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3(37). С. 58-71.
- Мухаметзянов И.Ш. Современные мобильные устройства доступа в интернет в образовании, гигиенические аспекты // Наука о человеке гуманитарные исследования. 2018. № 3 (33). С. 113-122.
- Мухаметзянов И.Ш. Современные подходы к оптимизации информационного образовательного пространства обучаемого // Информатика и образование. 2018. № 5 (294). С. 55-60.
- Мухаметзянов И.Ш. Структура и содержание информационно-образовательного пространства обучаемого. Здоровьесберегающая направленность // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 143-156.
- Мухаметзянов И.Ш. Формирование здоровьесберегающей информационной образовательной среды дополнительного профессионального образования // Человек и образование. 2018. № 3 (56). С. 56-62.
-
Награды и благодарности:
Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования (2009).
Почетная грамота РАО (2009).
Нагрудный знак «За заслуги в образовании» (2015) .
Почетная грамота Минобрнауки РФ (2017).