Ускова Ирина Владимировна
Ускова Ирина Владимировна
- Должность : заместитель директора
- Контактный телефон: +7(495)621-33-74
- Адрес электронной почты: uskova@instrao.ru
-
Уровень образования:
высшее, филологический факультет Московского городского педагогического университет.
- Квалификация: учитель русского языка и литературы
- Ученая степень: кандидат педагогических наук
-
Опыт работы:
Учитель русского языка и литературы (2001-2005 гг.; 2016-2018 гг.)
Научный сотрудник лаборатории филологического общего образования Института содержания и методов обучения (2004-2015 гг.), далее Института стратегии развития образования (ФГБНУ «ИСРО») (2015-2019 гг.)
Старший научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования ФГБНУ «ИСРО» (2020-2021 гг.)
Ученый секретарь ФГБНУ «ИСРО» (2021-2022 гг.)
Начальник управления научно-исследовательской деятельности – ученый секретарь ФГБНУ «ИСРО» (2022-2024 гг.)
Заместитель директора ФГБНУ «ИСРО» (с 2024 г.) -
Научно-организационная деятельность:
в настоящее время является руководителем ряда научно-исследовательских работ, выполняемых Институтом стратегии развития образования в соответствии с государственным заданием Министерства просвещения РФ, среди которых «Настольная книга директора школы», «Научно-педагогическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности учащихся в современных условиях», «Научно-педагогический анализ реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации», «Научно-педагогическое обеспечение современного урока» и др.
Организует выполнение научно-исследовательских работ ФГБНУ «ИСРО».
Курирует работу управлений Института, связанных с организацией научной деятельности.
Участвует в экспертизах различного уровня, проводит семинары и вебинары для педагогических работников и управленческих команд общеобразовательных организаций в разных регионах страны.
-
Область научных интересов:
Дидактика общеобразовательной школы, реализация урочной и внеурочной деятельности, домашняя учебная работа, формирование учебной самостоятельности на основе развития метапредметных умений и навыков обучающихся, создание школьного учебника и методика работы с ним в ходе преподавания отдельных учебных предметов.
Обновление подходов к обучению русскому языку в общеобразовательной школе с учетом современных требований к образовательному процессу в Российской Федерации и мире.
Эффективная реализация управленческой деятельности администрации образовательных организаций в условиях обновления нормативно-правовой базы в сфере общего образования. -
Тема кандидатской работы:
кандидатская диссертация по теме «Дидактическое обеспечение домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды» (специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования»).
-
Участие в проектах:
Сертифицированный эксперт Российской академии образования (сертификат 280223 № 35УИ от 10.04.2023).
Член редколлегии журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» (ВАК)
Член Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и Общества русской словесности. -
Публикации:
И. В. Ускова является автором более 100 публикаций. Основные из них:
Книги для учителя:
Работа с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС. / О. М. Александрова, И. Н. Добротина, Ю. Н. Гостева, И. П. Васильевых, И. В. Ускова. М.: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с.
Читательская грамотность школьника (5–9 классы): книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. В. Ускова и др. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 144 с.
Научные статьи:
Осмоловская И. М., Ускова И. В. О ходе внедрения ФГОС: эмпирическое исследование // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 23–36.
Гукаленко О. В. Ускова И. В., Сериков В. В., Сухин И. Г. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 46–71.
Ускова И. В. Современные подходы к проектированию и сопровождению домашней учебной работы по русскому языку в общеобразовательных организациях Российской Федерации // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2022. № 7. С. 1036-1041. – EDN XEDCHD.
Ускова И.В. Построение индивидуальной образовательной траектории школьников на основе домашней учебной работы // Образование и общество. №4(123). 2020. С. 114–120.
Ускова И. В. Дидактические основания домашней учебной работы в основной школе в условиях современной информационно-образовательной среды // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2(59). С. 35-49.
Результаты научных исследований:
Интервью:
Осмоловская И.М., Ускова И.В. Домашняя учебная работа школьников: изменить нельзя оставить прежней. Где поставим запятую?
Уроки сделал? Школы ищут способ отказаться от традиционной "домашки". Ксения Колесникова. Российская газета - Столичный выпуск № 276(8330). 07.12.2020.Ссылка на профиль в РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=714109
-
Награды и благодарности:
Почётный работник сферы образования Российской Федерации (2023 г.).