В методическом пособии освещены основные вопросы, связанные с обновлением подходов к преподаванию учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательной школе: углубление текстоцентрического подхода и ориентация на работу обучающихся с текстом на уроке; усиление коммуникативной направленности курсов русского языка и литературы; формирование метапредметных умений и функциональной грамотности. В пособии предложены пути повышения мотивации школьников к изучению предметов филологического цикла, приобщения школьников к чтению художественной литературы. Методическое пособие создано в целях сопровождения Примерных рабочих программ основного общего образования по русскому языку и литературе и предназначено учителям-филологам, методистам, представителям администрации школ, студентам педагогических вузов. Работа подготовлена в рамках выполнения государственного задания «Обновление содержания общего образования» № 073-00007-21-00.