ДИДАКТИКА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА М.Н. СКАТКИНА – И.Я. ЛЕРНЕРА–Н.М. ШАХМАЕВА (Руководитель: И.М. ОСМОЛОВСКАЯ)
Адрес электронной почты для связи
с представителями научной школы:
osmolovskaya@instrao.ru
Основатель и руководитель научной школы:
Руководитель Научной школы: Ирина Михайловна Осмоловская, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО. Основателями Научной школы являются выдающиеся ученые-дидакты М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев.
Становление и развитие научной школы «Дидактика общего образования» связано с именами выдающихся ученых-дидактов Михаила Николаевича Скаткина, Исаака Яковлевича Лернера, Николая Михайловича Шахмаева.
Вместе с основоположниками научной школы над проблемами дидактики работали Людмила Яковлевна Зорина, Игорь Константинович Журавлев, Валентина Самуиловна Цетлин, Светлана Ивановна Высоцкая, Фаина Борисовна Сушкова, Вячеслав Михайлович Плескунов, Антонина Владимировна Полякова, Ирина Павловна Товпинец.
Руководили исследованиями теоретических проблем содержания и процесса обучения Исаак Яковлевич Лернер и Володар Викторович Краевский.
Наиболее значимыми результатами научной школы являются:
- теоретико-методологические основания развития дидактики как науки о процессе обучения;
- культурологическая концепция содержания образования, которая включает представления об уровнях его формирования; структурных элементах;
- теория учебного предмета как средство реализации содержания образования; концепция учебника;
- теория методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала.
Исследования научной школы позволили осуществить инновационный прорыв в теоретическом обосновании обучения и выступили мощным двигателем развития дидактического знания.
Идеи основоположников научной школы нашли творческое развитие в фундаментальных исследованиях учеников:
разработке бинарно-интегративной концепции содержания образования (Л. М. Перминова); исследовании развивающей функции обучения (Е. Н. Селиверстова), решении проблем отбора гуманитарного содержания образования (И. В. Шалыгина), рассмотрении вопросов формирования целостного образа научного знания у школьников (Л. А. Краснова); развитии моделей содержания образования (А.А.Мамченко); моделировании эмоционально-ценностного компонента (С. И. Маслов); обогащении теории проблемного обучения (Я. Лащик, Е. О. Иванова); определении теоретических оснований индивидуализации образования (Т. М. Ковалева), образования взрослых (Л. С. Дьяченко, М. В. Кларин, Т. Б. Рабочих), дидактической подготовки студентов педагогических вузов (Л. В. Шестакова). Идеи Н. М. Шахмаева о дифференцированном обучении были развиты И. М. Осмоловской и ее учениками Г. А. Ворониной и Л. Н. Петровой.
Ю.Б. Алиевым создана дидактика школьного художественного образования. А.И. Уман работает над моделированием процесса обучения, развивая тем самым научные идеи М.Н. Скаткина. Большую экспериментальную работу ведет А.И.Попова.
В настоящее время представители научной школы разрабатывают:
- характеристики дидактического знания, его функции, состав и структуру; направления развития;
- методологическое обеспечение междисциплинарных исследований процесса обучения;
- культурологическую теорию содержания образования (уровень общего теоретического представления, введение и обоснование категории «предметность»);
- теоретические вопросы формирования учебных предметов;
- дидактические принципы конструирования учебников нового поколения для обучения в информационно-образовательной предметной среде;
- теорию методов, технологий и форм обучения (специфика форм и методов обучения в информационно-образовательной среде, инновационные образовательные практики, перспективные обучающие технологии, методы открытого образования);
- моделирование в дидактике, пути реализации конструктивно-технической функции.
В рамках Научной школы подготовлено 30 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Представители Научной школы проводят исследования не только в России, но и в Беларуси, Украине, Казахстане. Школа активно сотрудничает с учеными из Санкт-Петербурга, Белгорода, Волгограда, Вологды, Красноярска, Ярославля, Владивостока. Традиционными стали Международные научные конференции «Основные тенденции развития дидактики» (г. Москва), Педагогические чтения памяти И.Я. Лернера (г. Владимир). Традиции школы поддерживают научные мемориальные конференции(существует научно-мемориальный центр): к 115-летию со дня рождения М.Н. Скаткина проведена конференция в октябре 2015 г., ведется подготовка к 100-летнему юбилею И.Я. Лернера.
На фотографии сотрудники лаборатории общих проблем дидактики: М. В. Кларин, Ю. Б. Алиев, В. М. Полонский, А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, А. А. Мамченко, Л. А. Краснова, И. М. Осмоловская, А. И. Попова, Н. В. Мунина.
Наиболее значимые мероприятия научной школы
24 апреля 2020 года заведующая лабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Ирина Михайловна Осмоловская провела вебинар для преподавателей Ярославского государственного педагогического университета им К.Д. Ушинского на тему «Основные тенденции развития дидактики», в котором осветила вызовы социума образованию, тенденции развития образования в России и за рубежом, показала основные направления развития дидактического знания, остановившись на возможностях реализации идей научной школы «Дидактика общего образования».
17 января 2020 года в Белгородском государственном университете состоялась защита докторской диссертации Г.В. Макотровой на тему «Дидактическая концепция развития исследовательского потенциала школьников».
Диссертация развивает идеи научной школы «Дидактика общего образования». Поддержать соискателя приехали представителя научной школы: Осмоловская И.М. (член диссертационного совета с решающим голосом), Кларин М.В. (оппонент), Перминова Л.М. (оппонент), Селиверстова Е.Н.(член диссертационного совета с решающим голосом).
22 ноября 2019 года во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое образование в фокусе исторической ретроспективы и прогностической перспективы», посвященная 100-летию высшего педагогического образования во Владимирской области.
Организатором конференции выступила кафедра педагогики ВлГУ, руководит которой Селиверстова Елена Николаевна – ученица И.Я. Лернера.
На пленарном заседании конференции выступили представители Научной школы «Дидактика общего образования» И.Я. Лернера-М.Н. Скаткина- Н.М. Шахмаева, показав развитие идей научной школы.
Заведующий лабораторией дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук И.М. Осмоловская представила доклад «Перспективы дидактических исследований в контексте развития образования», профессор Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Перминова – «Дидактическая концепция модернизации содержания школьного образования: эволюционный путь развития отечественной школы или путь в будущее», доцент Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Иванова – «Непрерывное педагогическое образование как пространство для совершенствования профессионализма учителя», заведующий кафедрой педагогики ВлГУ, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Селиверстова «Повышение уровня научно-педагогической подготовки учителя как условие успешности реализации ФГОС».
24 октября состоялся Круглый стол "Дидактические взгляды Л.Я. Зориной и их развитие", посвященный 90-летию со дня рождения российского ученого-педагога Людмилы Яковлевны Зориной.
С воспоминаниями выступили дочь Людмилы Яковлевны Наталья Зиновьевна Зорина, зять Евгений Абрамович Бунимович, советник директора по научной этике, доктор педагогических наук, профессор Яков Семенович Турбовской, доктор педагогических наук, профессор Юлий Багирович Алиев, главный научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Михайловна Ковалева, преподаватель математики и методики преподавания математики, Квинзи-колледж (штат Массачусетс, США), кандидат педагогических наук Елена Аркадьевна Генике.
Идеи Л.Я. Зориной о системности знаний, модели учебного предмета и классификации учебных предметов по ведущему компоненту содержания образования, дидактическом цикле, дидактических основаниях отбора содержания естественнонаучного образования, построении учебника по естественным дисциплинам, проблемам включения положений теории самоорганизации открытых систем в содержание образования были всесторонне обсуждены, показано их развитие.
С докладами выступили заведующая лабораторией дидактики и философии образования, доктор педагогических наук Осмоловская Ирина Михайловна, советник директора по подготовке научных кадров, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Сериков Владислав Владиславович, заведующий лабораторией истории педагогики и образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Богуславский Михаил Викторович, профессор кафедры непрерывного образования, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», доктор педагогических наук, профессор Перминова Людмила Михайловна, доцент кафедры теории и истории педагогики, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент Иванова Елена Олеговна, доцент кафедры дополнительного профессионального образования, Омский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, доцент Рабочих Татьяна Борисовна.
Все выступающие отметили, что Людмила Яковлевна Зорина была не только выдающимся ученым и педагогом, но и замечательным человеком.
В рамках научной школы «Дидактика общего образования» И.Я. Лернера-М.Н. Скаткина-Н.М. Шахмаева успешно прошли защиты трех диссертаций:
1. 26 сентября 2019 года состоялась защита кандидатской диссертации Усковой Ирины Владимировны «Дидактическое обеспечение домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды» (научный руководитель Осмоловская И.М.).
2. 17 октября 2019 года - защита кандидатской диссертации Мартюшовой Янины Германовны «Дидактические принципы конструирования электронного учебника для студентов университетов» (научный руководитель Осмоловская И.М.).
3. 17 октября 2019 года – защита докторской диссертации Лесковой Инны Александровны «Субъектоцентрированный подход к построению содержания высшего образования» (научный консультант Сериков В.В.).
Во всех диссертациях развиваются теоретические положения, разработанные в рамках научной школы
23 мая 2019 года в Диссертационном совете при Институте стратегии развития образования РАО состоялась защита кандидатской диссертации Т.А. Макаровой «Функциональная модель конструирования содержания образования преподавателем высшей школы».
Диссертация вносит значительный вклад в развитие культурологической концепции содержания образования, расширяя сферу ее применения на проблемы отбора содержания образования в высших учебных заведениях.
29 ноября 2018 года в Институте стратегии развития образования состоялся круглый стол «Междисциплинарные исследования в сфере образования: опыт, проблемы, перспективы».
В ходе круглого стола было обсуждено приращение научно-дидактического знания в результате междисциплинарных исследований в образовании, выявлены сложности организации и проведения междисциплинарных исследований, а также их верификации.
Был поднят вопрос, о том, какова в связи с этим специфика дидактики как науки, и поддержано предложение о продолжении обсуждения данной тематики на методологических семинарах в 2019 году.
Круглый стол проводился в рамках всероссийской сетевой научной конференции «Методологические ориентиры развития современной научно-дидактической мысли». Успешно прошли круглые столы во Владимирском государственном университете «Образовательные инновации как ресурс развития современного педагогического знания» и в Ярославском государственном педагогическом университете «Основные направления развития дидактического знания».
12 октября 2017 года в Институте стратегии развития образования РАО прошло пленарное заседание и заседание секций Международной конференции. Открыла пленарное заседание и вела его директор института, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова, которая отметила важность данной конференции, ее направленность не только на сохранение творческого наследия Исаака Яковлевича, но и его развитие, разработку новых научных положений, основанных на специфике современности и современного образовательного пространства. На пленарном заседании выступили дети И.Я. Лернера – кандидат педагогических наук, профессор Московского института открытого образования Георгий Исаакович Лернер и кандидат педагогических наук, учитель Европейской гимназии Елена Исааковна Лернер, замечательные педагоги и ученые, показавшие, как идеи их отца работают сегодня, и как он руководствовался ими в семейном воспитании.
Выступление главного научного сотрудника Института стратегии развития образования, доктора педагогических наук, профессора Я.С. Турбовского называлось «И.Я. Лернер – гражданин и выдающийся исследователь». Слушая Якова Семеновича Турбовского, участники конференции еще раз убедились, насколько значимо творческое наследие И.Я. Лернера, насколько нравственно велик ученый.
Заведующая лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук И.М. Осмоловская, профессор Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Перминова выступили как представители научной школы «Дидактика общего образования» М.Н. Скаткина-И.Я. Лернера-Н.М. Шахмаева, показав, как развиваются идеи основоположников научной школы.
Различные аспекты развития идей И.Я. Лернера осветили в своих выступлениях коллеги из регионов (Брянска, Омска, Калуги) заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Н.А. Асташова, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент Н.С. Макарова, доцент Калужского государственного университета, доктор педагогических наук Н.А. Исаева.
О том, как проходили этапы международной конференции в г.Владимире и г.Калуге, рассказали заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Селиверстова и профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Р.К. Сережникова.
Секционные заседания «Теоретическое наследие И.Я. Лернера в развитии дидактики», «И.Я. Лернер о формировании творческой личности. Эмоционально-ценностный компонент содержания образования», «Процесс обучения в условиях информационно-образовательной среды. Требования к современному учителю» позволили развернуть дискуссии по актуальным проблемам дидактики, поставить вопросы, есть ли кризис в дидактике, почему творческое наследие И.Я. Лернера не реализуется в полной мере в практике, что должна исследовать дидактика, какие необходимо выделить приоритеты. Дискуссия продолжилась и при подведении итогов конференции.
Все участники отметили важность таких встреч, содержательность конференции, дискуссионный накал. Благодаря за организацию конференции, они писали:
«Спасибо за замечательную конференцию. Приехала домой воодушевленная, рассказала студентам о конференции и об И.Я. Лернере. Они задавали вопросы и тоже говорили об Исааке Яковлевиче. На конференции было много интересных людей. Должно быть много таких конференций» (Н.А. Асташова, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета).
«В своих выступлениях (и сдержанно-деловых, и эмоционально-взволнованных) участники затрагивали самые злободневные проблемы образования и воспитания. А открытые оживленные острые дискуссии на секциях и на заключительном заседании конференции никого не оставили равнодушными» (М.Н. Рыскулова, доцент кафедры архитектуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета).
«Спасибо большое за сборник и приглашение на конференцию. Получила истинное наслаждение от выступлений, доброжелательного отношения, самой организации конференции. Есть о чем поразмышлять. Большая благодарность всей команде организаторов». (Т. Б. Рабочих, доцент кафедры управления развитием образования Омского государственного педагогического университета).
На конференции было принято решение осуществить подготовку и публикацию наиболее значимых трудов И.Я. Лернера.
Был выпущен сборник научных трудов конференции в 2-х томах. Подробнее о мероприятии..
11 октября 2017 годат в Калужском государственном университете им. К.Д.Циолковского, в рамках Программы Международной научно-теоретической конференции «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера», состоялся Круглый стол под общим заглавием «Формирование творческой личности: развитие идей И.Я.Лернера о проблемном обучении и задачном подходе в современных инновационных практиках».
Вел Круглый стол главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Юлий Багирович Алиев.
10-12 октября 2017 года Институт стратегии развития образования Российской академии образования провел Международную научно-теоретическую конференцию «Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера», посвященную 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера, одного из основоположников научной школы "Дидактика общего образования".
Предлагаем вниманию архивные записи выступлений И.Я.Лернера:
И.Я.Лернер о школьных реформах
И.Я.Лернер о творческом мышлении
И ведозаписи выступлений с конференции:
Открытие. Вступительное слово. Директор ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО Светлана Вениаминовна Иванова
Лернер Елена Исааковна. "Семейная дидактика Исаака Яковлевича Лернера"
Лернер Георгий Исаакович о наследии отца - Лернера Исаака Яковлевича и образовании...
Турбовской Яков Семенович. "Исаак Яковлевич Лернер - гражданин и выдающийся исследователь"
Все видеозаписи выступлений
О мероприятии подробнее..
5 октября 2017 года в Российской академии образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Культурологическая модель образования: состояние и тенденции развития», посвященная памятной дате - 100-летию со дня рождения выдающегося советского и российского ученого-дидакта, педагога, теоретика образования Исаака Яковлевича Лернера.
Конференция прошла при самом активном участии Института стратегии развития образования РАО, который является правопреемником институтов, в которых работал Исаак Яковлевич, и в котором действует и развивается его научная школа «Дидактика общего образования», трудятся его ученики и последователи.
Подробнее по ссылке
Видеозапись беседы о специфике процесса обучения в информационно-образовательной среде профессора Квинси-колледжа (Бостон, США), кандидата педагогических наук Генике Елены Аркадьевны и заведующего лабораторией общих проблем дидактики, доктора педагогических наук Осмоловской Ирины Михайловны: https://drive.google.com/open?
Основные публикации научной школы:
Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Научные труды научной школы М.Н. Скаткина – И.Я. Лернера – Н.М. Шахмаева