РУССКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА:НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.М. ШАНСКОГО (Руководитель: О.М. АЛЕКСАНДРОВА)
Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
olgalex2006@mail.ru, dobrotina.irina@yandex.ru
Основатель и руководитель научной школы:
Руководитель Научной школы: Ольга Макаровна Александрова, кандидат педагогических наук, зам. заведующего центром филологического образования Института стратегии развития образования РАО.
Александрова Ольга Макаровна, научный руководитель школы, телефон: +79165680297
Добротина Ирина Нургаиновна, зав. ЦФО, телефон: +79154880161
Основатель Научной школы: Николай Максимович Шанский (1922–2005) — доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, директор Научно- исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР. Главный редактор журнала «Русский язык в школе», научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы. Крупнейший специалист в области русского языкознания и лингводидактики, учёный и практик, заложивший научные основы преподавания русского языка как родного и как неродного, что особенно важно в школьном образовании многонационального государства. В 1969 году Н.М.Шанский ввел термин «лингводидактика», который с 1975г. признан международным.
Н.М. Шанский – автор более пятисот печатных трудов, научный редактор одной из классических линий учебников по русскому языку для 5–9-х классов, автор учебников для вузов.
Н.М. Шанский выступил инициатором, а затем стал научным руководителем Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, которые ежегодно проводятся Министерством образования РФ с 1996 года.
Общая характеристика Научной школы
Лингводидактика – общая теория обучения языку; исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определенному языку в зависимости от целей и задач, характера изучаемого материала, условий монолингвизма или билингвизма, этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. Лингводидактика основывается на взаимодействии лингвистики, дидактики, методики преподавания русского языка и психолингвистики.
Основные направления и результаты исследований коллектива Научной школы:
– лингводидактические основы содержания обучения русскому языку в школе, концептуальные основы лингводидактики на современном этапе развития российского образования; теория школьного учебника; оценка качества образовательных достижений учащихся по русскому языку. Результат: монографии «Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме», «Очерки становления и развития методик общего среднего образования» и др.
– Основные закономерности усвоения курса русского языка и особенности процесса становления базовых умений и навыков (разработка концепций предмета, типовой программы, стандартов, авторских программ, школьных учебников). Результаты: фундаментальное ядро содержания общего образования (русский язык), федеральные государственные образовательные стандарты 2004, 2010, 2012 гг., проекты примерных программ, авторские программы по русскому языку, пилотный проект государственной итоговой аттестации за курс основной и средней общеобразовательной школы; учебно-методические комплекты по русскому языку для 7–8–9-х классов под редакцией академика РАО Н.М. Шанского. Учебник под ред. Н.М. Шанского, до сих пор один из наиболее востребованных с начала 70-х годов, в 1984 году был удостоен Государственной премии СССР. Учебники по русскому языку для общеобразовательных организаций, учебные и методические пособия для учителей и учащихся. Учебники нового поколения: УМК «Русский язык» для 5–9-х классов основной общеобразовательной школы, издаются с 2011 года; «Русский язык. 5–6–7-е классы: учебники для общеобразовательных учреждений».
– Современные подходы к формированию содержания обучения русскому языку в основной и средней общеобразовательной школе; определение актуальных направлений обновления содержания обучения русскому языку, а также литературе в условиях двуязычной среды; приоритетные аспекты проектирования научно-методического обеспечения курса русского языка в общеобразовательной школе. Результат: монография «Закономерности становления содержания филологического образования в современном социуме», научные доклады, статьи и др.
– Стратегии развития школьного курса русского языка и русской литературы в школах Российской Федерации. Результат: учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-го и 6-го классов школ с русским неродным языком обучения под редакцией Е.А.Быстровой; учебники по литературе для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (5–11-е классы) под редакцией профессора М.В.Черкезовой; научные доклады, статьи.
Общее число публикаций за последние пять лет: более 200.
Связь с массовой практикой: проведение вебинаров, семинаров, конференций, курсов в системе повышения квалификации учителей русского языка и литературы, круглых столов, мастер-классов; участие в и педагогических марафонах; преподавательская деятельность в системе высшего профессионального образования; руководство экспериментальными и опорными площадками.
Под руководством Н.М.Шанского защищено более 200 кандидатских и более 20 докторских диссертаций.
Работа коллектива Центра филологического образования в 2017 году «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» по проекту №27.6122.2017/БЧ строилась с учётом основных направлений исследований коллектива Научной школы «РУССКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.М. ШАНСКОГО»:
– лингводидактические основы содержания обучения русскому языку в школе, концептуальные основы лингводидактики на современном этапе развития российского образования;
- теория школьного учебника;
- оценка качества образовательных достижений учащихся по русскому языку;
- основные закономерности усвоения курса русского языка и особенности процесса становления базовых умений и навыков (разработка концепций предмета, типовой программы, стандартов, авторских программ, школьных учебников).
В работе над темой принимали участие 15 сотрудников центра филологического образования, из них 7 человек участвовали также в выполнении ГЗ по теме «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (проект 27.7948.2017/БЧ).
Задачи исследования на 2017 год:
1. Выявить и теоретически обосновать перспективные направления обновления содержания школьного языкового и литературного образования с учётом социального запроса и расширяющегося информационного пространства.
2. Определить приоритетные методические подходы к формированию предметных и метапредметных компетенций обучающихся: русский язык, литература, иностранный язык.
Актуальность решения поставленных задач исследования обусловлена необходимостью реализации основных положений
1. Послания Президента Федеральному собранию. Поручение от 02 января 2016 г. № 15ГС:
Пункт 1: «разработать комплект мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях»
2. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Правительство Российской Федерации, Распоряжение от 9 апреля 2016 г. № 637-р):
- необходимость «формирования межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.); использования текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных); использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода)».
- актуализируется «компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст».
3. Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 года №1155-р):
- повышение статуса чтения, читательской активности и качества чтения, развитие культурной и читательской компетенции детей и юношества.
Основные результаты, полученные в ходе выполнения задач прикладных научных исследований
Анализ изменения информационно-образовательного пространства в современных условиях позволил сформулировать основные механизмы обновления содержания школьного языкового и литературного образования. К ним относятся:
1) определение новых подходов к изучению текста в школе с учётом достижений современного языкознания и литературоведения, особенностей современной информационно-образовательной среды и межпредметных связей;
2) внесение новых компонентов (дидактических единиц, тематических блоков) в содержание образования;
3) обновление тематики текстов (тематических блоков), связанных с достижениями наук и изменением социума; а также необходимостью учёта интересов полиэтнической школы, актуализацией ценностно-смысловой направленности образования;
4) разработка новых элективных или модульных курсов;
5) выявление образовательного потенциала новых подходов к преподаванию предметов филологического цикла.
1. В исследовании определено и научно обосновано положение о том, что в условиях современного коммуникативно-информационного общества цели школьного языкового и литературного образования становятся более сложными по структуре (согласно ФГОС - метапредметные, личностные и предметные); функции предметов становятся более прагматичными и более широкими по диапазону: русский и иностранный языки, с одной стороны, используются как средство межличностного и межкультурного общения, осуществляемого устно/письменно, непосредственно/ опосредованно, в том числе через Интернет (предметные компетенции), а с другой, выступают в качестве инструмента познания, самообразования в различных областях знания, формируя умения поиска, обработки и использования информации в познавательных целях (метапредметные компетенции), социальной адаптации, саморазвития на протяжении всей жизни.
Текст (его основные свойства, структура, композиция, способы изложения и т.п.) — традиционное основное средство изучения языка. На основе текста осуществляется изучение различных языковых явлений и фактов и их функционирования, то есть текст является той дидактической основой, на которой у школьника формируется система лингвистических понятий, представление о функционировании языка в речи.
С учётом современных реалий, определяющихся большим потоком информации, которая поступает в самых разных формах, преимущественно сжатых: рекламные ролики, плакаты социальной рекламы, схемы, таблицы, графические символы, — нельзя игнорировать широкое использование подобных структур, фиксирующих определённые мысли, понятные большинству людей. Сходство текстов «новой природы» с традиционными текстами, фиксирующими информацию в виде последовательности предложений, состоит в способности транслировать информацию, а отличие от них — в способности отображать эту информацию в виде системы не только вербальных символов, но и символов невербальной природы. В связи с этим на уроках русского языка необходимо проводить систематическую работу по созданию вербальных текстов (устных и письменных) на основе структур, представляющих информацию различного рода в невербальных формах.
Определено особое значение художественного текста и литературного образования в целом (изучение мифологии, классической и современной литературы) в формировании компетенций, связанных с межкультурным диалогом как одного из способов создания объёмного читательского восприятия с последующей возможностью конструирования личностного общения в современном формате коммуникаций.
2. Актуализированы аспекты содержания обучения, связанные с формированием умений информационного взаимодействия (умений осуществлять процесс приёма и передачи информации, представленной как вербально, так и невербально; умение её сбора, обработки, трансформации), умений и навыков самообразования и саморазвития. Уточнены принципы поликультурного образования, основой которого является межкультурный диалог, цель межкультурного (поликультурного) образования как развитие межкультурной компетенции обучающихся, которая позволит успешно осуществлять диалог с представителями других культур.
3. Определены подходы к отбору современных детских художественных произведений для разработки элективного курса, направленного на продвижение чтения в школьном образовании, расширение читательского кругозора учащихся («детские» и «подростковые» серии книг в различных издательствах; литературные премии; рецензии литературоведов и критиков; обсуждение методистами, учителями, родителями в социальных сетях темы современной детской литературы; анкетирование школьников и библиотекарей, анализ деятельности подростковых интернет-сообществ по читательским интересам; интернет блоги современных писателей).
4. Определена необходимость усиления межпредметных связей с учебными дисциплинами филологического, социально-гуманитарного, естественнонаучного циклов и разработки новых методов и приёмов работы с текстом на основе синтеза традиционных и информационно-коммуникационных технологий; обоснованы эффективные пути формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся в процессе подготовки к итоговому сочинению. Разработана система целенаправленной подготовки учеников к новому формату экзамена, включающая в себя анализ текстов-образцов; описание путей предупреждения типичных ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении итоговых сочинений; способы обучения аргументации; систему практических заданий и тренировочных упражнений, применимых для групповой и самостоятельной подготовки.
5. Выявлены и описаны новые формы работы с текстом с целью обучения активному восприятию и адекватному пониманию его содержания для дальнейшего эффективного использования этого содержания в жизни и учебной практике. Определены требования к учебно-методическим пособиям по работе с текстом: они должны содержать чёткую, научно обоснованную, практико-ориентированную, доступную для учителей информацию об особенностях текстов новой природы, формах и способах организации работы с текстом в школьной практике; должны быть разработаны на основе современных технологий и снабжены дидактическим материалом.
Проанализирован значительный корпус реальных итоговых сочинений выпускников и выявлены типичные ошибки. На основе систематизации типичных ошибок в сочинениях школьников и анализа потенциала информационно-образовательной среды Интернета отобраны и обоснованы педагогически эффективные методические подходы к обучению итоговому сочинению.
Основные мероприятия научной школы
30.07.2019г. Обращаем ваше внимание на статью в «Учительской газете» (№31 от 30 июля 2019 года) И.Н. Добротиной, заведующего лабораторией общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», об актуальных вопросах теории и практики преподавания новых школьных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература»: чем эти курсы отличаются от основных курсов «Русский язык», «Литература/Литературное чтение»? Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию? Когда будут примерные программы и учебники?
Среди авторов программ этих курсов – сотрудники двух Институтов - лаборатории начального общего образования, работающие в русле научной школы Н.Ф. Виноградовой - крупнейшего специалиста в области современной дидактики начальной школы, и лаборатории общего филологического образования, ученики и последователи научной школы Н.М.Шанского – выдающегося отечественного лингвиста, заложившего научные основы преподавания русского языка как родного и как неродного, что особенно важно в школьном образовании многонационального государства.
Подробный текст статьи из "Учительской газеты"
21 мая 2019 года сотрудники лаборатории общего филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» О.М. Александрова, И.Н.Добротина провели вебинар в рамках межрегиональной конференции «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам преподавания русского языка как неродного» (по приглашению Амурского областного института развития образования).
Сотрудники Института представили основные направления исследований лаборатории; рассказали о продолжении традиций научной школы русской лингводидактики Н.М. Шанского, о создаваемых в рамках работы школы научных исследованиях. Особый интерес слушателей вызвал анализ современных тенденций в преподавании русского языка в школе, а также принципы отбора содержания и структурирования курса русского родного языка.
Презентация, посвящённая нормативным и содержательным аспектам нового курса – «Русский родной язык»
2 ноября 2017 года в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" прошла Международная научно-практическая конференция, посвящённая 95-летию со дня рождения действительного члена Российской академии образования, профессора Н.М. Шанского (1922 – 2005 гг.) «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования». О мероприятии подробнее...
Со сборником научных трудов можно ознакомиться в разделе материалов конференций
2 октября 2017 года в ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО" прошла международная научно-практическая конференция «Поликультурное образование и диалог культур», посвящённая 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой.
Организатор конференции – Центр филологического образования, сотрудники которого продолжают и развивают традиции научной школы «РУССКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА:НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.М. ШАНСКОГО».
Важнейшие из направлений работы школы:
– Современные подходы к формированию содержания обучения русскому языку в основной и средней общеобразовательной школе; определение актуальных направлений обновления содержания обучения русскому языку, а также литературе в условиях двуязычной среды; приоритетные аспекты проектирования научно-методического обеспечения курса русского языка в общеобразовательной школе. Результат: монография «Закономерности становления содержания филологического образования в современном социуме», научные доклады, статьи и др.
– Стратегии развития школьного курса русского языка и русской литературы в школах Российской Федерации.
В работе конференции приняли участие Чертов В.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики преподавания литературы (МПГУ, Москва); Хамраева Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой РКИ (МПГУ, Москва); Мухаметшина Р.Ф., профессор, доктор педагогических наук (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»); Газаева Л.В., к.п.н., проректор по научной работе (СОГПИ, Владикавказ); Маранцман Е.К., д.п.н. (РГПУим. А.И. Герцена, Санкт-Петербург); Романичева Е. С., к.п.н., доцент (ИСП МГПУ, Москва) и др.
Организатор конференции - Центр филологического образования, в котором долгое время работала Меджи Валентиновна. Участники говорили о значимости работ М.В. Черкезовой в обосновании идеи приоритета культуроведческого подхода, позволяющего в полной мере реализовать задачи «школы диалога культур», о многочисленных научных и методических работах, диссертационных исследованиях учеников Меджи Валентиновны; УМК по литературе, созданном под её руководством.
Среди обсуждаемых вопросов наибольший интерес вызвали следующие:
1) перспективы использования «диалога культур» при обучении языкам народов России в условиях перехода современного общества от слова к цифре;
2) опыт деятельности по развитию полилингвальной модели поликультурного образования в Северо-Кавказском регионе;
3) современные стратегии развития школьного литературного образования в условиях информационной среды;
4) внедрение художественного перевода как средства формирования эффективного диалога культур в практику современной общеобразовательной поликультурной школы;
5) анализ в сравнительном аспекте темы поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова и Тукая;
6) стратегиальный и деятельностный подход к обучению смысловому чтению.
7) формирование лингвокультурологической компетенции, включающей в себя — умение общаться с представителями другой культуры, готовность соответствовать нормам поведения при контакте с другой культурой.
8) принципы оценки качества владения русским языком в образовательных организациях с учетом региональных и этнокультурных особенностей.
Основные публикации научной школы:
В результате прикладного исследования были созданы следующие материалы:
Учебно-методические пособия:
1. Работаем с текстом на уроке русского языка [Электронный ресурс] / О.М. Александрова, Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина, И.П. Васильевых, И.В. Ускова; правообладатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. – CD-ROM. – № гос. регистрации АААА-Г17-617110370042-6 от 03.11.2017.
Актуальность учебно-методического пособия «Работаем с текстом на уроке русского языка» обусловлена необходимостью:
- формирования нормативной грамотности устной и письменной речи при создании текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
- формирования межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
- внедрения информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Данное методическое пособие позволяет восполнить недостающий сегмент рынка методической литературы, обусловленный отсутствием пособий, исследующих проблему взаимосвязанного формирования метапредметных и предметных результатов по русскому языку.
2. Беляева, Н.В. Итоговое сочинение: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок. Учебно-методическое пособие // Н. В. Беляева / М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. 195 с. – № гос. регистрации № АААА-Г17-617060110018-9 от 01.06.2017. ISBN 978-5-905736-38-4.
Актуальность учебно-методического пособия «Итоговое сочинение: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок» определяется целым рядом обстоятельств:
1) до 2014 года в системе итоговой аттестации за курс средней школы не существовало такого формата контроля, как итоговое сочинение. Сегодня оно не является сочинением по литературе и имеет надпредметный характер, т.е. нацелено на проверку общих речевых компетенций выпускников, выявление уровня их речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме;
2) в российской школе ХХ века преимущественно формировалось умение писать сочинение на литературную тему, и именно этой проблеме были посвящены многочисленные учебно-методические пособия, аналитический анализ которых также приведён. Современный выпускник должен научиться писать итоговое сочинение совершенно иного формата, причем такое обучение будет результативным, если начать его в 8-9 классах, а в старшей школе это умение будет только совершенствоваться.
Апробация материалов: экспериментальная площадка МАОУ «Видновская гимназия», Московская обл., г. Видное.
Общее число статей по теме государственного задания – 31, из них на платформе WoS – 1; Scopus – 1; ВАК – 5.
Участие в конференциях, семинарах и вебинарах (с выступлениями на пленарных заседаниях и секциях по теме ГЗ) – общее число 24.
Работаем с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя / О.М. Александрова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2017. По ссылке можно ознакомиться с материалом: Работаем с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя.
Научные статьи:
1. Aristova M.A., Berdysheva L.R., Kritarova Zh.N., Strizhekurova Zh.I., Shamchikova V.M. The updating of literary school education in the post-industrial society (Аристова, М.А., Бердышева, Л.Р., Критарова, Ж.Н., Стрижекурова, Ж.И., Шамчикова, В.М. Обновление школьного литературного образования в постиндустриальном обществе) Pedagogicheskii zhurnal [Pedagogical Journal], 2017, 7 (2А), pp. 388-398.
2. Maria A. Aristova, Larisa R. Berdysheva, Zhanna N. Kritarova, Zhanna I/ Strizhekurova. Intercultural Dialogue In The Education Space Of The Information Age (Аристова, М.А., Бердышева, Л.Р., Критарова, Ж.Н., Стрижекурова Ж.И. Межкультурный диалог в образовательном пространстве информационной эпохи) // 2017 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7-8, 2017. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.12http: //www.futureacademy.org.uk/publication/EpSBS/InstituteforStrategyofEducationDevelopmentoftheRussianAcademyofEducationEEIA2017 , pp. 96-102 .
3. Аристова М.А. Формирование общекультурной компетенции на основе работы с культуроведческой лексикой в полиэтнической школе // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 288 с. - C.132-138.
4. Аристова М.А. Обновление содержания литературного образования с позиции повышения общекультурной компетенции учащихся основной школы // Учёные записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 3 (76). – С.180-184.
5. Беляева Н. В. Формирование умений аргументации и привлечения литературного материала при подготовке школьников к итоговому сочинению // Литература в школе. – 2017. – №5. – С. 21–27.
6. Бердышева Л.Р. Место современной детской литературы в стратегии обновления содержания школьного литературного образования в условиях информационной среды // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 8. 20-21 апреля 2017 г. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – 244 с. – С. 54-57.
7. Бердышева Л.Р. Исследовательская деятельность школьников на уроках литературы с использованием икт – технологий. // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2017» (ИКТ в современном мире: технологические, организационные, методические и педагогические аспекты их использования). Учёные записки Института социальных и гуманитарных знаний. – Казань: Юниверсум. Выпуск №1 (15), 2017. – 640. - с. 97-103.
8. Бердышева Л.Р. Современные стратегии обновления содержания школьного литературного образования в условиях информационной среды // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. C. 47 - 54. – 288 с.
9. Биболетова М.З. Потенциал учителя иностранного языка в моделировании информационно-образовательной среды // сб. научных статей Материалы Международной конференции «Профессиональное становление и развитие учителя иностранного языка в системе непрерывного педагогического образования: опыт, тенденции, перспективы» (Москва 12-14 октября 2017) / Под общ.ред. Н.В.Языковой, Л.Г. Викуловой. – М.: МГПУ; Языки Народов Мира; ТЕЗАУРУС, 2017. – 310 с.- С.44-51.
10. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Габеева К.А. Развитие читательской грамотности как метапредметного умения средствами иностранного языка // Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (2 ноября 2017 г.) / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 259с. – С.246-253
11. Васильевых И.П. К проблеме обучения школьников монологической речи как важнейшему метапредметному умению // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Часть II / Под общей редакцией Г.П. Новиковой. — Ярославль — Москва: Издательство «Канцлер», 2017. — 364 с. – С. 34 — 39.
12. Габеева К.А. Развитие метапредметных умений в процессе обучения чтению на иностранном языке // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 288 с. - C.64-70.
13. Гостева Ю.Н. К проблеме обучения школьников диалогической речи как важнейшему метапредметному умению // Инновационная деятельность в образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Часть I /Под общей редакцией Г.П. Новиковой. — Ярославль — Москва: Издательство «Канцлер», 2017. — 364 с. – С. 79 — 83.
14. Добротина И.Н. Технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности в условиях современной информационной образовательной среды // «Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты». 2017. №22-1. – 250 с. - С.74-76.
15. Добротина И.Н. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся в системе современного школьного языкового образования (на материале фольклорных текстов) // Русский язык в школе. - 2018. - № 8. - С. 3-8 (начало); №9. – (продолжение)
16. Добротина И.Н., Александрова, О.М., Гостева, Ю.Н. Актуальные направления совершенствования преподавания учебного предмета «Русский язык» в 2017/18 учебном году // Вестник образования, 2017. - №16. - С.30-38.
17. К проблеме определения понятия «учебный текст» в условиях информационно-образовательной среды / Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Ускова И.В. (Upon the problem of the definition of “Training text” in the conditions of information and educational environment O.M. Aleksandrova; I.P. Vasilevyh; Y.N. Gosteva; I.N. Dobrotina; I.V. Uskova. Revista ESPACIOS. ISSN 0798 1015Vol. 38 (Nº 40) Año 2017. Pág. 4).
18. Критарова Ж. Н., Габеева К.А. Комплексный анализ текста на уроках литературы // Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (2 ноября 2017 г.) / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 259с. – 204-209.
19. Критарова Ж.Н. Перспективы литературного образования в полиэтнической школе // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 288 с. - C.155-162.
20. Критарова Ж.Н. Культуроведческий анализ на уроках литературы в школе с двуязычной языковой средой // Матрица научного познания. Электронный журнал. - 2017. - №5. – С.157- 165.
21. Критарова Ж.Н. Современные технологии проведения уроков литературы // Современные технологии в образовании: Материалы XVII Всероссийской научной конференции. 25 апреля 2017 г., г. Владикавказ / под ред. канд. пед. наук, доц. Л.В. Газаевой; Сев.- Осет. гос. пед. ин-т. – Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2017. – Выпуск XVII. – С.95-99.
22. Ланин, Б. А. Изучение аксиологических ориентиров русской литературы// Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения). Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (2 ноября 2017 г.) / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 259с. – С.102-106.
23. Стрижекурова Ж.И. Литературная классика в контексте обновления содержания школьного образования: стратегии и перспективы // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Вып.8. 20-21 апреля 2017 г. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – 244с. - с. 217-220.
24. Стрижекурова Ж.И. Современные стратегии школьного изучения русской и зарубежной литературы в условиях информационно-образовательной среды // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2017» (ИКТ в современном мире: технологические, организационные, методические и педагогические аспекты их использования). Учёные записки Института социальных и гуманитарных знаний. – Казань: Юниверсум. Выпуск №1 (15), 2017. – 640. - с. 518-523.
25. Трубанёва Н.Н. Письменное высказывание (личное письмо) как средство межкультурной коммуникации // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 288 с. - C. 224-229.
26. Ускова И.В. Дидактические требования к домашней учебной работе в условиях информационно-образовательной среды. Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера (100-12 октября 2017 г.) / Составитель: А.А. Мамченко. В 2-х томах. Том II. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 196 с. – С.67-74.
27. Ускова И.В. Специфика домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды // Русская словесность. – №4. – 2017. – С. 99-108.
28. Ускова И.В. Обучение будущих учителей русского языка организации домашней учебной работы школьников в условиях современной информационно-образовательной среды // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы». Сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы», Москва, 16 мая 2017 г. / Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой – РАО, Центр русского языка и славистики, 2017 – 296 с. – С. 273-276.
29. Шамчикова В.М. Особенности применения ИКТ в школьном преподавании литературы. // Учёные записки ИСГЗ. – 2017. - №1(15). – С. 598 — 604.
30. Шамчикова В.М. ИКТ в литературном образовании школьников (из опыта работы научных сотрудников ЦФО ИСРО РАО // Поликультурное образование и диалог культур. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции к 80-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой (2 октября 2017 г.) / Под общей редакцией к.п.н. Критаровой Ж.Н. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. – 288 с. - C.259-265.
31. Шамчикова В.М. Учебно-методический комплекс по литературе как средство формирования предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы // Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе: материалы Всероссийской научно-практическая конференция с международным участием. (18-19 октября 2017 г.) Национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность» (18-20 октября 2017 г.) – Ч.1/под ред. Е.Н. Пузанковой, А.И. Умана, Л.В. Алешиной, М.А. Федоровой. – Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им. Тургенева», 2017. – 292 с. - С.245-252.
Ознакомиться с другими трудами научной школы по ссылке: Публикации научной школы Н.М. Шанского