НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА: НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ (Руководитель: Н.Ф. ВИНОГРАДОВА)

Адрес электронной почты для связи 
с представителями научной школы:
primaryschool@instrao.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководитель и основатель: Наталья Фёдоровна Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента в области образования; победитель конкурса по созданию учебников нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования и науки РФ; лауреат Международного конкурса «Золотой компас». Заведующая центром начального общего образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО".

Общая характеристика Научной школы

Основана в начале 90-х годов ХХ века. Главная цель деятельности: разработка научно-методического сопровождения процесса образования младших школьников с учетом требований государства и общества на основе концепции развивающего обучения.

Основные направления и результаты научных исследований коллектива школы:

–Обоснование теоретических основ модернизации содержания начального образования: разработка концептуальных подходов к отбору содержания обучения младших школьников; создание концепций новых для начальной школы предметов – «литературное чтение», «окружающий мир», «основы религиозных культур и светской этики»; разработка теоретических основ построения учебно-методического комплекта (системы средств обучения) «Начальная школа XXI века». Результат: монография «Содержание образования в начальной школе как средство приобщения младших школьников к культурному опыту человечества», сборник научных трудов «Содержание образования в начальной школе. Система ценностей»; брошюра «Концептуальные подходы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века».
–Историко-педагогический анализ становления дидактики и частных методик начального образования в России ХХ века. Результат: книга очерков по истории педагогики «История становления и развития методик начального образования (первая половина ХХ века)».
–Научно-методическое сопровождение процесса образования в современной начальной школе: создание учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века»; подготовка программ по внеурочной деятельности.
– Преемственность дошкольного и начального образования, начальной и основной школы: разработка концепции преемственности дошкольного и начального звена образования; создание программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» и комплекта пособий к ней (более 15 наименований); создание концепции преемственности начального и основного звена школы; участие в создании средств обучения для основной школы («Обществознание» – 5–6 кл.; «Основы безопасности жизнедеятельности» –5–6, 7–9 кл.; Учебник ОБЖ 7-9 кл.).

Образовательный стандарт как норма определения качества общего образования: разработка стандарта начального общего образования первого поколения (2004); система контроля и оценки достижений младших школьников (в соответствии с ФГОС); диагностика результатов обучения младших школьников. Результат: серия статей по методическому сопровождению процесса реализации ФГОС (в журнале «Начальное образование», главный редактор – Н.Ф. Виноградова; редакционный совет – сотрудники Центра начального общего образования); книга «Содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника»; сборник диагностических методик и рекомендаций к оценке их результатов.

Число публикаций научного коллектива за последние пять лет: более 100. Общее число публикаций научного руководителя более 400.

Ученики Научной школы: докторанты, аспиранты, соискатели как российские, так и других стран (Украина, Молдавия, Казахстан, Республика Польша). Число подготовленных докторов наук – 3 (один из Республики Польша), кандидатов наук – более 15.

Перспективная деятельность Научной школы характеризуется следующими направлениями:

1. Продолжение исследований, обеспечивающих дидактико-методическое сопровождение процесса реализации ФГОС в начальной школе;
2. Работа по совершенствованию системы учебников «Начальная школа XXI века», подготовка к переизданию, создание электронных версий учебников;
3. Осуществление связи с массовой практикой: курирование работы Центров «Начальная школа XXI века» в разных регионах страны (Владикавказ, Краснодар, Санкт-Петербург, Белгород, Нижний Новгород, Новосибирск и др.); проведение конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов и др. Участие в вебинарах и педагогических марафонах;
4. Работа научных работников в качестве преподавателей факультетов начальных классов московских вузов;
5. Руководство подготовкой научных кадров высшей квалификации (доктора наук, кандидаты наук).

 


Новости Научной школы:

 

18 апреля 2019 годаруководитель научной школы д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Н.Ф. Виноградова и представители школы кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник О.А. Рыдзе, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник М.И. Кузнецова приняли участие в совместном заседании Кафедры ЮНЕСКО и Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО по теме «Тенденции развития современного начального образования в Российской Федерации и за рубежом».

image003бшпь б

image005юбрщжюб

image007щбрюб

Был сделан совместный доклад «Тенденции развития современного начального образования в Российской Федерации». В докладе были проанализированы положительные и отрицательные изменения, происходящие в начальном образовании в последние годы, отражено современное понимание направлений работы по совершенствованию содержания начального образования.


12 апреля 2019 года в рамках Московского международного салона образования ММСО-2019 руководитель научной школы д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО, зав. лабораторией начального общего образования «Института стратегии развития образования РАО» Н.Ф. Виноградова и представители школы О.А. Рыдзе, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова провели Круглый стол «Функциональная грамотность современного младшего школьника: трудности формирования и пути их устранения».

ММСО19 Виноградова вднх

В соответствии с ФГОС начального общего образования изменились приоритетные цели обучения в первом звене школьного образования, это потребовало корректировки содержания обучения в нескольких направлениях: а) ориентирование на формирование учебной деятельности; б) включение в содержание метапредметных результатов; в) конкретизация содержания универсальных учебных действий. В свете этих целевых установок встала необходимость изменения характеристики традиционных подходов к понятию «функциональная грамотность младшего школьника». Научный коллектив представил свою идею конструирования содержания функциональной грамотности, включающего предметные компоненты как отражение достижений младшего школьника при изучении учебных курсов, и интегративных компонентов, отражающих метапредметные результаты обучения. На Круглом столе обсуждались вопросы, связанные с методикой успешного формирования функциональной грамотности. В работе Круглого стола приняли участие представители научного сообщества, исследующего проблемы содержания начального общего образования, представители органов управления образованием, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, педагоги общеобразовательных организаций.


Ученый совет: обсуждается актуальная тема формирования функциональной грамотности.

В ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» стала доброй традицией обсуждать самые актуальные проблемы современного образования. Одно из заседаний ноября 2017 года было посвящено дидактическому сопровождению функциональной грамотности школьников общеобразовательных организаций – результатам исследования в соответствии с государственным проектом.

Сегодня общественность – государственные деятели, родители, представители психолого-педагогической науки активно обсуждают проблему качества образования в школе; сравнивая его с советским периодом развития системы образования, многие утверждают, что результаты обучения сегодня значительно ниже, чем 30-40 лет назад. Справедливы ли эти оценки современного школьного образования? И вообще можно ли сравнивать эпохи, столь разные в социальном, экономическом, информационном, научном пространстве?
Как известно, 60 лет назад функциональная грамотность понималась мировым педагогическим сообществом, как совокупность умений читать и писать, обеспечивающих, во-первых, адаптацию человека в окружающем мире, во-вторых, успешное решение им житейских проблем, и, в-третьих, организацию своей практической повседневной деятельности. Это был уровень, который определял приоритет ценности грамотности в основном для конкретного человека.

Очевидно, что современный уровень развития личности цивилизованного общества должен быть принципиально другим: в ее образованности сегодня заинтересован не только сам индивид, но и в значительной степени государство и общество. Качество современной системы образования прямо коррелирует с состоянием всех социальных сфер и динамикой их перспективного развития. Эта социальная идея определяет необходимость новых подходов к содержательному наполнению понятия «функциональная грамотность» и научно-методической корректировке дидактического сопровождения этого процесса.

Обсуждение этого актуального аспекта современного образования в начальной и основной школе вызвало особый интерес на Ученом совет Института. В докладе руководителя проекта члена-корр. РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой была дана характеристика новых компонентов функциональной грамотности. Наряду с предметными компонентами (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная грамотность), отражающими традиционные подходы к образованности человека, были представлены интегративные компоненты (читательская, коммуникативная, информационная и социальная грамотность), которые существенно дополняют и конкретизируют понятие «функциональная грамотность».

Новое содержание функциональной грамотности позволит повысить уровень, прежде всего, интеллектуального развития современного школьника. Сегодня школьник недостаточно владеет смысловым чтением, не готов решать различные задачи на анализ, размышление, поиск доказательств; затрудняется в выполнении заданий на работу с информацией, представленной в графическом виде.

Члены Ученого совета всесторонне обсудили выполняемую в рамках научной школы «Начальная школа XXI века» проблему формирования информационной грамотности, обратили особое внимание на необходимость обеспечения преемственности между этапами обучения, на разработку современных подходов к дидактическому сопровождению этого процесса. Ученый совет рекомендовал к публикации две книги, подготовленные коллективом разработчиков: «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности младших школьников в современных условиях» и «Дидактическое сопровождение функциональной грамотности учащихся основной школы (читательская грамотность)». Книги приняты к печати в издательстве «Российский учебник», практические работники смогут ознакомиться с ними уже в 2018 году.

Коллектив разработчиков обсуждаемой проблемы, представители научной школы «Начальная школа XXI века» (руководитель Н.Ф. Виноградова), а также научной школы Н.М. Шанского (руководитель О.М. Александрова) готовы к сотрудничеству, к обсуждению любых вопросов, связанных с разработкой новых подходов к формированию функциональной грамотности современных школьников.


В научно-методическом журнале «Начальное образование» №3 за 2017 год опубликована статья заведующей Центром начального общего образования  Н.Ф. Виноградовой «Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы». В статье раскрываются ведущие идеи учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». В этом же номере вы можете ознакомиться со статьями  научных сотрудников Центра начального образования Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой «Педагогическая диагностика образовательных результатов как момент контрольно-оценочной деятельности» и О.А. Рыдзе «Анализ особенностей общеучебной подготовки российских младших школьников по результатам международного исследования TIMSS-2015».


Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Н.Ф. Виноградовой

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter