ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАУЧНАЯ ШКОЛА И.Д. ЗВЕРЕВА – А.Н. ЗАХЛЕБНОГО – И.Т. СУРАВЕГИНОЙ – Е.Н. ДЗЯТКОВСКОЙ (Руководитель: А.Н. ЗАХЛЕБНЫЙ)

Адреса электронных почт для связи
с представителями научной школы:
anzmos@rambler.ru, anzmos@bk.ru, dziatkov@mail.ru

Основатель и руководитель научной школы:

Руководитель научной школы: Анатолий Никифорович Захлебный, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Начало школе положило создание в структуре АПН СССР первой в Европе лаборатории (1971) и Научного совета по экологическому образованию (1970), с которых начались регулярные педагогические исследования в этой области. Зарождение Научной школы было связано с именами академика РАО, профессора И.Д. Зверева и академика РАО, профессора А.Н. Захлебного. За четыре десятилетия были созданы основы педагогической системы непрерывного экологического образования в школе. Обоснованы его цели, междисциплинарный состав содержания, методологические основания, модель практической реализации, отработан понятийно-терминологический аппарат. Разработаны оригинальные методики экологического образования в обучающих ситуациях: малых группах сотрудничества, сюжетно-ролевых играх, на учебных экологических тропах, на полевых экологических практикумах. Все они направлены на формирование у школьников экологической грамотности, практических умений, ответственного отношения к окружающей среде (А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина).

С начала 2000-х годов дидактика и методика экологического образования развивается как социально-проблемное, естественнонаучно-гуманитарное направление, в котором оформились основы экологии человека и социальной экологии. Разработана методическая система образования для устойчивого развития на основе «зеленых аксиом»; теория транспредметных взаимодействий на основе идей устойчивого развития; адаптивно-развивающая модель экологического здоровьесберегающего образования (Е.Н. Дзятковская).

Из Научной школы вышли 16 докторов наук, десятки кандидатов наук. Создано три поколения концепции общего экологического образования (1984, 1991, 2010), ставшие основой существующей сегодня в нашей стране, странах СНГ и Восточной Европы сети научных школ в этой области. Средствами распространения идей Научной школы являются: научно-методический журнал «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы»; опытно-экспериментальная работа, которая ведется в ряде регионов страны; ежегодные летние экологические школы для педагогов; межрегиональное Байкальское сотрудничество и его расширенный вариант – сетевое педагогическое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (программа УНИТВИН/ ЮНЕСКО), а также внедренные в школьную практику УМК: серия «Экология учебной деятельности»; серия рабочих программ внеурочной деятельности по «Формированию экологи- ческой культуры, здорового и безопасного об- раза жизни»; разработка и апробация интегрированных учебников нового типа – «Экология», «Экология и безопасность жизнедеятельности» (X–XI кл.), «Югра – мое наследие» (региональный учебник для начальных классов).

Результаты деятельности Научной школы, сохраняющей лидерские позиции в развитии экологического образования в стране, получили известность за рубежом, отражены в материалах и решениях форумов ЮНЕСКО.

Перспективы развития научной школы связаны с развитием ее международных связей, укреплением научных контактов со специалистами стран СНГ и Восточно-Европейских стран, разработкой Концепции общего экологического образования для устойчивого развития и ключевых положений Национальной дорожной карты образования для устойчивого развития до 2030 года, а также с продолжением исследований по разработке культурологической модели экологического образования как платформы образования для устойчивого развития в целях опережающего формирования у молодого поколения «образа будущего, которого мы хотим».

Анонсы 


2-3 июля 2019 года в Ханое (Вьетнам) состоится Форум ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) и глобального гражданства (ГГ). К участию в работе Форума приглашена ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования Института Е.Н. Дзятковская. Тема Форума: обучение и преподавание для мирных и устойчивых обществ: от раннего детства до завершения обучения в школе. Форум направлен на установление взаимосвязей между ОУР и ГГ и на продвижение целостного подхода к Задаче 4.7 Цели 4 в области устойчивого развития Повестки дня в области образования до 2030 года. На Форуме будут представлены результаты отражения когнитивного, социально-эмоционального и поведенческого компонентов ОУР и ГГ в учебных программах на уровне дошкольного, начального, основного среднего образования.


 

Новости научной школы

 

В Международном государственном экологическом университете имени А.Д. Сахарова, 24 мая 2019 года состоялось заседание Общественного совета базовой организации государств-участников СНГ по экологическому образованию, на котором присутствовала представитель Научной школы экологического образования – профессор Е.Н. Дзятковская, являющаяся членом Общественного совета. На заседании выступил Советник отдела гуманитарного сотрудничества, образования и науки Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета Содружества Независимых государств Г.Н. Казак с темой «О задачах Исполкома СНГ на 2019-2020 гг». Е.Н. Дзятковская доложила о состоянии реализации мероприятий, запланированных сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование в интересах устойчивого развития в глобальном мире» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»  в рамках деятельности Научной школы на 2019 год. Она доложила о ходе продвижения работы по подготовке под эгидой общественного совета коллективной монографии «Значения и смыслы устойчивого развития в содержании образования», о разработке педагогического понятийно-терминологического словаря экологического образования в интересах устойчивого развития, а также о проведении международного конкурса эссе для педагогов «Педагогическое наследие Н.Н. Моисеева». Кроме того, Е.Н. Дзятковская рассказала о подготовке проведения сетевой кафедрой ЮНЕСКО международного августовского совещания педагогов (5 сентября, в 11 часов, онлайн), посвященного году Книги в СНГ в 2019 году, в форме круглого стола.   Присутствующие одобрили проведенную работу и со стороны Советника поступило Е.Н. Дзятковской предложение презентовать будущий словарь на заседании Исполкома СНГ в г. Душанбе, на секции гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем СНГ, 20 октября 2020 года


ОТЧЕТ ЮНЕСКО  часть 1

ОТЧЕТ ЮНЕСКО  часть 2


 

 


27 июня – 2 июля 2018 г под эгидой Научного совета по проблемам экологического образования прошла ЛЕТНЯЯ ШКОЛА – экологический лагерь для педагогов

Тема летней школы: «Обновление содержания общего экологического образования в предметных областях и внеурочной деятельности в соответствии с изменениями ФГОС и образовательными задачами устойчивого развития России».

Цель школы: повышение профессиональной компетентности работников общего и дополнительного образования по вопросам обновления содержания образования всех уровней в связи с задачами государства по переходу страны на новую экологически безопасную модель социально-экономического развития.

Количество участников – 20 педагогов из Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Куйтуна, Карыма, Ангарска, Байкальска, Киренска. Из них 9 – представители дошкольных образовательных организаций; 8 – школ, 1 – дополнительного образования, 1 – методист. В содержании работы летней школы – новая концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития России; новые подходы к формированию у молодежи экологической культуры, соответствующей задачам устойчивого развития страны; общекультурное ядро содержания экологического образования, «зеленые аксиомы».

Результатом работы летней школы стало освоение слушателями основ отбора содержания и технологии проектирования занятий на основе новой модели экологизации содержания.


21-22 мая 2018 года в г. Ханты-Мансийске прошла IX Всероссийская научно-практическая конференция «Экологическое образование и просвещение». Конференция проходила в период проведения XVI Международной экологической акции «Спасти и сохранить», которая с 2003 года организуется в автономном округе под эгидой ЮНЕСКО и Международной организации северных регионов «Северный форум». Организаторами Конференции выступили Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО; Научный совет по проблемам экологического образования Российской Академии образования. В работе конференции приняли участие представители органов власти, регионального и муниципальных управлений образованием, природоохранных органов, ученые, преподаватели вузов, колледжей, учителя школ, воспитатели детских садов из 12 субъектов Федерации. Участники конференции высоко оценили роль Института стратегии развития образования РАО в научно-методологическом обеспечении решения сложных задач, поставленных Правительством страны перед отечественным образованием в области обновления содержания экологического образования в интересах устойчивого развития страны. Отмечена роль проекта новой концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития страны в обновлении его содержания и методов.  Участники выразили благодарность Научному совету по проблемам экологического образования за работу по консолидации усилий ученых, управленцев, педагогов-практиков в области экологического образования для устойчивого развития, распространения лучшего опыта его реализации. По итогам конференции был принят проект резолюции.


18 мая 2018 г. в Минске под председательством Маскевича С.А., директора МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ при участии представителей Научной школы, состоялось заседание Общественного совета государств-участников СНГ по экологическому образованию по обсуждению промежуточных итогов Международного марафона по экологическому образованию. Место проведения: МГЭИ им. А.Д.Сахарова БГУ. С Российской стороны в заседании приняла участие Е.Н. Дзятковская, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Тема заседания - обсуждение промежуточных результатов выполнения Плана мероприятий Общественного совета на 2018 г. Решения: Рассмотрены и приняты предложения по организации объединенного Августовского совещания для педагогов стран СНГ по проблеме «Социализация молодежи в глобальном мире: проблемы и пути их решения». Поддержан проект научно-практического и образовательного  инновационного кластера «Модельная территория непрерывного экологического образования в целях устойчивого развития региона» (Рязанская область). Рассмотрены вопросы сотрудничества в области экологического образования и задачах по обеспечению экологической безопасности государств-участников СНГ, создания совместных магистерских программ в рамках решения вопросов формирования единой эколого-образовательной среды государств- участников СНГ.


20-21 СЕНТЯБРЯ 2018 г. представители Научной школы приняли участие в подготовке и проведении МЕЖДУНАРОДНОГО БАЙКАЛЬСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

На Втором Байкальском международном экологическом водном форуме «БАЙКАЛ – источник жизни» (Иркутск, 20-21 сентября 2018 г.) Научный совет по проблемам экологического образования РАО совместно с Сетевым Партнерством «Учимся жить в глобальном мире» организовало Площадку «ЭКО - ПОКОЛЕНИЕ» (Экология – Культура – Образование). Она включала Дискуссионную площадку педагогов: «Открытый педсовет», Телемост Томск-Иркутск-Кемерово, Мастер-класс «Метафоры экологического образования»
В форуме участвовали представители 32 стран, более тысячи человек.

Краткое содержание площадки: приоритетные направления экологически устойчивого развития страны; современные технологии образования и просвещения в области экологии, здоровья и безопасности; инициатива иркутского отделения общества охраны природы и сетевой кафедры ЮНЕСКО по организации волонтерского движения ЭКО-ПОКОЛЕНИЕ; концепция движения ЭКО-ПОКОЛЕНИЕ.

Согласно концепции, ЭКО-поколение – движение детей и взрослых направлено на
 сбережение для будущих поколений Байкала, природы России,
 природного разнообразия региона и страны в целом,
 сохранение и развитие многонационального культурного наследия,
 повышение экологической и правовой грамотности населения в целях сохранения здоровья людей, здоровья природы, обеспечения экологической безопасности окружающей среды;
 вовлечение населения в социальные проекты по повышению культуры взаимодействия с людьми, природой и миром вещей в их взаимосвязи; улучшение экологического и эстетического качества окружающей среды и качества жизни человека;
 мотивацию молодежи к общекультурной, трудовой и профессиональной подготовке для создания в стране «зеленой» экономики.
Представители научной школы были награждены Дипломом победителя.


5 сентября 2018 г. по инициативе научной школы совместно с Сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» было организовано МЕЖДУНАРОДНОЕ АВГУСТОВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ (СНГ) (http://moodle.imc.tomsk.ru/ )

Цель – обсудить научно-практические подходы экологического образования и просвещения наших стран по вопросам:
- Глобальный мир и особенности социализации современной молодежи: к каким социальным ролям готовить молодежь?
- Приоритетные задачи образования для устойчивого развития: ценный опыт их решения.
- Рекомендуемая педагогам тематическая литература, изданная в странах СНГ.

Дискуссия была посвящена актуальности и возможностям формирования общего информационного пространства государств-стран СНГ в области экологического образования и просвещения для устойчивого развития.

Были даны практические рекомендации работникам образования. Представлена тематическая учебно-методическая литература, вышедшая в странах СНГ, в области современного экологического образования и просвещения.


28 февраля 2018 г. научной школой, Научным советом по проблемам экологического образования РАО, сетевой кафедрой ЮНЕСКО был организован круглый стол «Международный марафон по экологическому образованию : результаты и перспективы» 

http://moodle.imc.tomsk.ru/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=1764

Круглый стол проводился на заседании Общественного совета государств-участников СНГ по экологическому образованию, под председательством Маскевича С.А., директора Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета. Место проведения: МГЭИ им. А.Д.Сахарова БГУ. Цель круглого стола – обсуждение результатов марафона по экологическому образованию, инициатором проведения которого в 2017 году (год Экологии в России) выступила сетевая кафедры ЮНЕСКО. Докладчик – Е.Н. Дзятковская. Она должила, что в марафоне приняли участие более 30 вузов и 1000 школ и детских садов. Материалы марафона представлены на сайте http://partner-unitwin.net/archives/1775.. Особенность марафона – его направленность на обсуждение общей темы, связанной с обновлением содержания и технологий экологического образования в условиях перехода страны к стратегии экологически устойчивого развития. Докладчик озвучил предложение продолжить марафон в 2018 году с участием образовательных организаций государств-стран СНГ. Рассмотрены вопросы метждународного сотрудничества в этой области, в частности, в области разработки магистерских программ.


12 декабря 2018 года в МГЭИ им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета состоялась Совместная сессия выездного бюро Научного совета по проблемам экологического образования (Российская академия образования), Общественного совета базовой организации государств-членов СНГ по экологическому образованию (МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ, Республика Беларусь), кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем (МГУ им. М.В.Ломоносова, Российская Федерация) и сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования).

Организаторами и координаторами совместной сессии выступили Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова БГУ, сетевая кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Межрегиональное сетевое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (пилотный проект УНИТВИН/ЮНЕСКО).

Мероприятия совместной сессии были объединены темой «Новые подходы к конструированию содержания экологического образования в интересах устойчивого развития». В обсуждении этой темы приняли участие более 30 ученых, экспертов и преподавателей из Беларуси, России, Казахстана, Молдовы, Таджикистана.

В Российский делегации были представители Москвы (МГУ), Томской, Кемеровской, Челябинской, Новосибирской, Нижегородской, Иркутской областей, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, Карелии, Забайкальского края.

С приветственным словом к участникам форума выступили: профессор С.А. Маскевич, директор МГЭИ им.А.Д.Сахарова БГУ, председатель Общественного совета базовой организации государств-членов СНГ по экологическому образованию; профессор Е.Н. Дзятковская, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире», член Общественного совета базовой организации государств-членов СНГ по экологическому образованию.

Сессия была представлена пленарными докладами и мастер-классами. Пленарные доклады: «Проблемы экологического образования Беларуси в свете устойчивого развития» (доцент МГЭИ имени А.Д. Сахарова В.А. Кравченко), «Экологический императив устойчивого развития в образовательных практиках университетов (на примере МГУ)» (профессор МГУ Ю.Л. Мазуров), «Система экологического образования и просвещения населения в интересах устойчивого развития в Югре. Опыт социального партнерства» (руководитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры С.В. Пикунов, «Экологическое образование для устойчивого развития в университете» (профессор Евразийского университета имени Л.Н. Гумилева г. Астана Г.К. Длимбетова).

Одиннадцать мастер-классов продемонстрировали учителя, преподаватели вузов, дополнительного образования взрослых – представители образовательных организаций, которые входят в состав Межрегионального сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире».

Темы мастер классов: «Аксиоматизация и метафоризация содержания образования для устойчивого развития, как условие преемственности его ценностно-мировоззренческих оснований», «Эколого-лингвистический анализ экологических текстов», «Инфографика как средство понимания сложных категорий образования для устойчивого развития», «Зеленые аксиомы» как средство интеграции образования в области экологии и здоровья. Опыт дополнительного образования педагогов», «Экологическое образование младших школьников: ценностно-смысловой вектор», «Интеграция содержания начального общего образования средствами «зеленой аксиомы», «Использование «зеленых аксиом» на занятиях в начальной школе», «Сетевое педагогическое партнерство «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (в рамках УНИТВИН/ЮНЕСКО): просвещение и образование для устойчивого развития», «Школа устойчивого развития», «Инициатива движения «ЭКО-поколение».

Во второй день работы сессии ее участники посетили образовательные организации г. Минска, занимающие образованием для устойчивого развития, а также встретились с директором МГЭИ имени А.Д. Сахарова, который ответил на интересующие гостей вопросы об образовании в Республике Беларусь.

Все участники сессии отметили высокий профессиональный уровень представленных материалов и поддержали предложение Общественного совета и сетевой кафедры ЮНЕСКО по подготовке и изданию коллективной монографии.


28 августа 2017 г. состоялся вебинар: Межрегиональное августовское совещание ассоциированных образовательных организаций сетевой кафедры ЮНЕСКО при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Совещание было адресно направлено на участников межрегионального сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность».

Дзятковская Е.Н., ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики, руководитель сетевой кафедры ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» выступила с темой: «Экологическое образование для устойчивого развития» (Материалы к проведению урока экологии 1 сентября).

Участникам вебинара были предложены материалы для проведения 1 сентября урока экологии «Поколение «ЭКО» - присоединяйся». При отборе и конструировании содержания этого урока в Год экологии в России было рекомендовано руководствоваться письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования №08-865 от 2.05.2017 «О проведении форума-марафона по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России». Всероссийский научно-педагогический форум-марафон по вопросам экологического образования в интересах формирования культуры устойчивого развития России проводится в целях исполнения Указа Президента РФ от 5 января 2016 №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», а также в рамках реализации поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета РФ 27.12.2016 по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений». Методические материалы для организации открытых уроков, круглых столов, переговорных площадок и др. в рамках форума-марафона размещены на сайте http://partner-unitwin.net/

Участникам вебинара было также предложено поддержать инициативу Министерства образования и науки РФ по проведению в каждой школе, каждом классе WORLD’S LARGEST LESSON, включив в урок рекомендованный министерством к просмотру мультфильм GLOBAL GOALS. Примерный урок, размещенный на сайте Министерства, посвящен четвертой глобальной цели – проблеме доступности образования для всех, инклюзии и разработан при поддержке фонда помощи детям «Обнаженные сердца».

Участникам сетевого сообщества, учитывая из практический опыт включения в учебный процесс и других 16 глобальных целей Повестки дня до 2030 года, было предложено на открытых уроках рассмотреть разные глобальные цели, руководствуясь рекомендациями UNICEF при поддержке UNESCO к проведению уроков, а также научно-практическими разработками отечественных ученых и практиков в области экологического образования для устойчивого развития. Обучающие методические вебинары по этой теме проводились в течение предыдущих лет и находятся в записи на сайте партнерства.

В условиях необходимости быстрого реагирования системы образования на новые вызовы времени (итоги заседания Госсовета при Президенте РФ от 27.12.2017; Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. N 2423-р, п.72), связанные с методологическим обновлением экологического образования в стране и формированием нового уровня экологической культуры, необходимой для новой модели экономического развития, сетевая форма педагогического просвещения, систематическая просветительская и методическая работа в сети позволяет в достаточно короткие сроки готовить педагогов, детей, родителей к восприятию новых для общества сложных идей образования для устойчивого развития. Второй вывод из вебинара – создан механизм распространения среди педагогов разных территорий страны задач экологического образования для устойчивого развития и подходов к их решению.

Подробнее по ссылке(pdf)

Важнейшие результаты теоретических, экспериментальных и прикладных исследований и организационной деятельности сотрудников научной школы в 2017 году.

Проведенные мероприятия

2017 год был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии в России.

В этом году Научная школа по экологическому образованию совместно с Научным советом по проблемам экологического образования РАО, сетевой кафедрой ЮНЕСКО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире», функционирующей на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», выступила с инициативой проведения в России, в разных регионах страны Всероссийского марафона по экологическому образованию – серии научно-практических мероприятий (конференций, секций, форумов, круглых столов, переговорных площадок), объединенных общей тематикой. Официальный статус мероприятия: О проведении форума-марафона по экологическому образованию в интересах устойчивого развития России (от Министерства образования и науки РФ) и информационное письмо О проведении Всероссийского Форума-марафона по экологическому образованию  в интересах формирования культуры устойчивого развития России.


Тематика марафона была связана с задачами, поставленными государством перед отечественным образованием в связи с переходом страны к новой, экологически безопасной, модели социально-экономического развития (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р, п. 72) и была посвящена различным аспектам формирования экологической культуры населения.

Эмблема Всероссийского марафона по экологическому образованию
Эмблема Всероссийского марафона по экологическому образованию, 2017 г.

Цель марафона – консолидировать силы специалистов для понимания современных подходов к реализации экологического образования, ориентирующегося на идеи устойчивого развития.
Для достижения этой цели для организаторов марафона Научной школой был разработан пакет материалов, который включил тексты нормативных документов, тематические научно-практические текстовые и видеоматериалы, которые доступны по ссылке http://partner-unitwin.net/archives/1775

В течение года руководители Научной школы провели ряд мероприятий в разных регионах страны, организовали совместно с отделениями Российской академии образования круглый стол «Современное общее экологическое образование: проблемы и пути решения», обеспечили содержательную сторону проведения Пленума и расширенного бюро Научного совета по проблемам экологического образования РАО.

Подробнее: Всероссийский марафон по экологическому образованию 2017

Заключительным этапом марафона стала 5-ая Всероссийская конференция по экологическому образованию (Москва, 20-21 ноября 2017). В работе конференции приняли участие около 400 человек – представителей 34 регионов страны. Конференция объединила специалистов в области экологического школьного, дополнительного, профессионального и высшего образования. Со стороны Научной школы в работе конференции приняли участие академик РАО А.Н. Захлебный и д.б.н. Е.Н. Дзятковская (модератор секции). Собравшиеся обсудили вопросы обеспечения непрерывности экологического образования, воспитания и просвещения в соответствии с перспективами социально-экономического развития России и интересами устойчивого развития. Был рассмотрен новаторский опыт экологического образования в вузе, школе, дополнительном образовании, детских садах, городских и сельских школах. Отмечен высокий интерес педагогической общественности к проблемам и перспективам развития экологического образования в стране, подготовке педагогических кадров. Подробнее см. http://yunnatsakha.ru/ekologhichieskiie_mieropriiatiia/zagholovok_stat_i

Результатами мероприятий Всероссийского марафона по экологическому образованию стало:

  • расширение целевой аудитории специалистов в области экологического образования и просвещения по обсуждению основных направлений развития экологического образования в интересах устойчивого развития (более 2 000 чел из разных регионов РФ);
  • выработка предложений от разных регионов по реализации задач, сформулированных в «Основах государственной политики по экологическому развитию России до 2030 года», поручениях Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2016 года, по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», которые будут обобщены и представлены в подразделениях РАО (на основе разработанных анкетных материалов) в целях их анализа и возможного использования;
  • привлечение интереса зарубежных коллег к новой форме проведения экологических форумов и продолжение марафона на международном уровне в 2018 году.

Помимо мероприятий Всероссийского марафона, руководители Научной школы участвовали в международном Невском экологическом конгрессе, Международном конгрессе «Глобалистика-2017», Семинаре при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России «Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства», работе Общественного совета по экологическому образованию стран СНГ.

Результаты научно-теоретической работы Научной школы за 2017 год

Важнейшим результатом работы Научной школы в 2017 году явилась разработка проекта концепции общего экологического образования в интересах экологически устойчивого развития России (госзадание № 27.9463.2017/НМ).

О проекте новой Концепции общего экологического образования для устойчивого развития

Первые два варианта концепций (80-е и 90-е гг XX века) соответствовали этапу определения целей, задач, состава и структуры содержания экологического образования, основных принципов и условий его реализации. Экологическая культура понималась как область взаимоотношений человека с природой. Задачи ее воспитания делегировались естественнонаучным предметам и внеклассным и внеурочным мероприятиям природоохранной направленности. Главными результатами считались формирование любви к природе и ответственного отношения к ней.

Однако, под влиянием Концепции общего экологического образования для устойчивого развития 2010 года (Концепция-2010), с учетом международных рекомендаций и тенденций развития экологического образования в мире, в документах ФГОС общего образования (2010-2012 гг), задачи воспитания экологической культуры были объединены с задачами формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Была предусмотрена единая программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Ее включение в состав Основной образовательной программы образовательной организации отразило объективный процесс расширения объекта и предмета познания в экологическом образовании за пределы экологии природных систем – в область экологии человека и социальную экологию.
После 2012 года вызовы государства к экологической культуре населения страны обновились в связи с ее ориентацией на новый курс социально-экономического развития – экологически устойчивое развитие («Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года», 2012 г.; Перечень поручений Президента РФ по итогам Государственного совета ««Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27.12.2016, Пр№140ГС от 24.01.17). Формирование экологической культуры стало рассматриваться в широком эколого-социально-экономическом контексте.

В исполнении этих распоряжений, в 2017 году Научной школой были разработаны основы проекта новой Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (далее – Концепция-2017). Концепция-2017 носит опережающий характер, ориентируется на воспитание и социализацию молодежи в общество, решающее задачи создания до 2030 года основ экологически безопасной экономики. Экологическая культура рассматривается в качестве вектора всей культуры человека; как результат всех направлений его воспитания; как интегрированный результат формального, неформального, информального образования во всем разнообразии их направлений и форм. При том разные стороны экологической культуры в интересах устойчивого развития характеризуются культурой взаимоотношений человека с природой, культурой здорового и безопасного образа жизни, культурой потребления, культурой преобразовательной деятельности в окружающей среде, его правовой, духовно-нравственной, эстетической, коммуникативной, информационной, учебной культурой.

Концепция-2017 предусматривает достижение общекультурного результата ЭОУР на основе обеспечения мировоззренческой, методологической, ценностно-смысловой целостности большого числа разнообразных фрагментов экологического содержания, представленных в содержании разных учебных предметов и внеурочной деятельности на всех уровнях обучения. Разработано общекультурное ядро содержания экологического образования. Основанием его выделения выступает: современная научная картина мира; ценности устойчивого развития мира; общенаучная экологическая методология. Общекультурное ядро содержания экологического образования является воплощением идеи академика Н.Н. Моисеева о необходимости конструирования разнообразных элементов экологического содержания вокруг «экологической арифметики» и «этики планетарного масштаба», которые являются универсальными для всех людей планеты. Их необходимо знать всем гражданам Земли, чтобы прийти к гармонии общества с природой, сохранить качество окружающей среды для будущих поколений, обеспечить безопасность и здоровье людей в настоящем и будущем, социальную стабильность, повышать качество жизни людей без разрушения основ жизни на планете. Общекультурное ядро содержания экологического образования призвано выполнить для обучающихся функции: онтологическую (что такое окружающий меня мир взаимоотношений Природы и Общества, Я сам и мое место в нем?), ориентационную (как в нем жить?), ценностную (что в нем ценно?). В общекультурном ядре содержания образования выделены ключевые смысловые линии ЭОУР («зеленые аксиомы»), сквозным образом проходящие через содержание всех учебных предметов и все виды деятельности обучающихся и выполняющие роль их смысловой «сшивки».

Предложен механизм сквозной реализации общекультурного ядра содержания экологического образования через все разделы основной образовательной программы образовательной организации. В его основе - культурологическая теория содержания образования (критерии, принципы, факторы, источники его отбора, конструирования и реализации), позволяющая реализовать модель экологизации содержания образования «сверху», начиная с формулировки ее целей и задач еще на допредметном уровне; с включением общекультурного ядра ЭО в содержание интегрированных учебных предметов, Программу воспитания и Программу формирования УУД(У); соединением экологизации «сверху» с традиционной предметной экологизацией («снизу») путем выявления значений УР в экологической составляющей учебных предметов; с последующим переносом и применением полученных многопредметных экологических знаний, умений, отношений в учебно-проектные и социально-проектные ситуации и их субъективным осмыслением в научно-исследовательской и проектной деятельности во взаимодействии с социокультурной средой образовательной организации.

Экспериментальная и прикладная работа Научной школы

Важнейшим научно-практическим выходом работы Научной школы, средством апробации инновационных идей, формой общественно-педагогической экспертизы результатов исследований является создание и поддержка работы межрегионального сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» в рамках пилотного проекта УНИТВИН/ЮНЕСКО. (Презентация по ссылке: Межрегиональное сетевое партнерство Учимся жить устойчиво в глобальном мире Экология. Здоровье. Безопасность)


В 2016 году сетевой кафедрой ЮНЕСКО при ФГБНУ ИСРО РАО «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» совместно с кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем Факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при информационно-методической поддержке Департамента образования администрации г. Томска был запущен пилотный проект по образованию для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН/ЮНЕКСО).
См. сайт: http://partner-unitwin.net/

ЦЕЛЬ пилотного проекта программы УНИТВИН/ЮНЕСКО «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность»: организация сети взаимодействующих образовательных организаций, педагогов, детей, их родителей для распространения идей и лучшего опыта просвещения и образования в области:
 сохранения природного и культурного наследия России,
 формирования культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни населения,
 формирования экологически сообразного здорового образа жизни – XXI,
 экологического творчества «Учимся мудрости у Природы»,
 развития межкультурных коммуникаций и содействия укреплению мира,
 трудовой и профессиональной ориентации молодежи к включению в «зеленую» экономику страны.

Участниками сетевого сообщества выступают:
 учителя, методисты, школьные психологи, социальные педагоги, воспитатели детских садов, преподаратели вузов и среднего профессионального образования, студенты, педагоги дополнительного образования детей и взрослых, администраторы образовательных организаций
 родители, взрослые
 дети
 образовательные организации (в качестве участников отдельных мероприятий; участников сетевого партнерства, Ассоциированных образовательных организаций, Ассоциированных школ ЮНЕСКО)
 муниципальные методические службы (в качестве участников отдельных мероприятий; участников сетевого партнерства; стажировочных площадок сетевого партнерства)
 муниципальные органы управления образованием (инновационные, экспериментальные, стажировочные площадки – территории сетевого партнерства)
 региональные органы управления образованием (инновационные, экспериментальные, стажировочные площадки – территории сетевого партнерства)
 общественные организации
Формы участия: конкурсы, проекты, сетевые форумы, видеоконференции, вебинары, педагогические чтения, мастер-классы, проблемно-творческие группы, работа ассоциированных инновационных, экспериментальных, стажировочных площадок и другие.

С сент. 2016 г. на конец октября 2017 г. участниками cетевого партнерства были организованы образовательно-просветительские мероприятия, в которых приняли участие более 120 тысяч педагогов и учащихся из 36 регионов страны
(конкурсы, игры, квесты, мастер-классы, клубы...) по распространению идей устойчивого развития).

Количество опорных образовательных организаций сетевого партнерства, получивших статус ассоциированных инновационных площадок сетевой кафедры и систематически проводящих сетевые мероприятия (с привлечением других образовательных организаций – то есть, как центры новых сетей) – 92 из 19 регионов.

Количество муниципальных методических служб, координирующих эту работу в разных федеральных округах, 9.

Как вузу, колледжу, школе, детскому саду, общественной организации, организации культуры, охраны природы стать ассоциированной инновационной, экспериментальной, стажировочной площадкой пилотного проекта УНИТВИН/ЮНЕСКО – см.

http://partner-unitwin.net/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B

Внимание преподавателям, воспитателям, аспирантам!

Еженедельно, по субботам, в 7.20 утра мск, на сайте проводятся открытые дистанционные вебинары по образованию для устойчивого развития
http://moodle.imc.tomsk.ru/course/view.php?id=9

Руководитель вебинаров – Е.Н. Дзятковская, д.б.н., профессор, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО на базе ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член Общественного совета по экологическому образованию стран СНГ.

Записи этих встреч вы сможете посмотреть в любое удобное для вас время на сайте http://moodle.imc.tomsk.ru/course/view.php?id=9 или на сайте http://partner-unitwin.net/, в рубрике «Наша работа. Вебинары».

 

ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ 2017-2018 ГГ

 

Ключевые публикации Научной школы в 2017 году

Вышла монография:

Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования: монография / под ред. А.Н.Захлебного, Е.Н.Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология». 2017. 172 с.

В монографии дана характеристика задач государственной образовательной политики по развитию экологической культуры молодежи для устойчивого социально- экономического развития России… Подробнее: Идеи устойчивого развития в школе: отечественный и зарубежный опыт адаптации идей устойчивого развития к предметным областям общего образования : монография / под  ред. А.Н.Захлебного, Е.Н.Дзятковской. М.: Центр «Образование и экология». 2017. 172 с.

Другие публикации за 2017 по ссылке

Внимание преподавателям, воспитателям, аспирантам!
Подборку публикаций по экологическому образованию для устойчивого развитию, составленный Научной школой за другие годы – см.
http://partner-unitwin.net/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-3
фильмотеку – см.
http://partner-unitwin.net/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0
По всем вопросам сотрудничества пишите по адресу:
dziatkov@mail.ru

Основные публикации научной школы:

Ознакомиться с трудами научной школы по ссылке: Публикации научной школы Зверева И.Д., Захлебного А.Н., Суравегиной И.Т., Дзятковской Е.Н. 

Categories
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter