Лаборатория дошкольного образования
Лаборатория дошкольного образования (далее – Лаборатория) - научное подразделение ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», созданное по инициативе Минпросвещения России в октябре 2021 года для систематизации и реализации основных направлений государственной политики в области дошкольного образования в России.
Контакты:
101000, город Москва, улица Жуковского, дом 16,
тел. 8-495-625-34-84
e-mail: do-info@instrao.ru
Направления деятельности Лаборатории
Основные направления работы Лаборатории связаны с научно-исследовательской, экспертно-аналитической, консультационно – методической и организационно-информационной деятельностью в области дошкольного образования на основе современных тенденций развития системы российского непрерывного образования.
Научно-исследовательская деятельность Лаборатории направлена на:
- изучение, обобщение передового зарубежного и отечественного опыта реализации государственной образовательной политики в области дошкольного образования;
- обновление содержания и обеспечение методической поддержки современного качества дошкольного образования в России;
- разработку стратегически важных документов по развитию системы дошкольного образования в Российской Федерации;
- изучение субъективного благополучия дошкольников в рамках отечественных и международных исследований;
- выявление условий и требований к организации развивающей образовательной среды дошкольников в преемственности с начальной школой и другими уровнями общего образования;
- подготовку программных материалов и методического обеспечения по работе с детьми раннего и дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям и традициям российской педагогики и психологии, обеспечивающих преемственность образовательных программ дошкольного и начального уровней образования и др.
Экспертно-аналитическая деятельность Лаборатории связана с:
- анализом, обобщением, систематизацией нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность системы дошкольного образования в Российской Федерации;
- актуализацией научно-методического обеспечения ФГОС ДО, в том числе, в рамках осуществления межведомственного взаимодействия;
- анализом профессиональных и личностных дефицитов руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти субъектов РФ в области дошкольного образования;
- анализом программ повышения квалификации дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, образовательных программ подготовки будущих специалистов дошкольного образования в системе СПО и ВПО, а также подготовкой предложений по их совершенствованию с целью профилактики и восполнения выявленных профессиональных, компетентностных и личностных дефицитов;
- экспертным анализом научно-методического обеспечения ФГОС ДО, а также авторских комплексных и парциальных программ дошкольного образования, методик, педагогических технологий, образовательных Интернет-ресурсов на предмет соответствия их содержания требованиям актуального Федерального законодательства в области дошкольного образования.
«Концепция развития дошкольного образования в Российской Федерации»
На страницу Концепции https://instrao.ru/do
Обращаем Ваше внимание, что страница Концепции продублирована на портале Единого содержания общего образования по ссылке https://edsoo.ru/Koncepciya_razvitiya_dos.htm
Консультационно-методическая деятельность Лаборатории ориентирована на:
- организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет;
- оказание консультативной помощи органам управления образованием, руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, представителям родительской аудитории по вопросам образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, а также семьям, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью;
- научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных и экспериментальных площадок в области дошкольного образования;
- обеспечение консультационно-методической поддержки специалистов органов управления образованием и дошкольных образовательных организаций при реализации национальных и международных проектов в области образования, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
Информационно-организационная деятельностьЛаборатории направлена на:
- трансляцию передового педагогического опыта дошкольного образования в рамках подготовки и проведения научно-практических мероприятий различного уровня (регионального, всероссийского, международного уровней) по вопросам образовательной политики в области дошкольного образования (конференций, форумов, съездов, семинаров, мастер-классов, вебинаров и др.);
- информационную и научно-методическую поддержку сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций в субъектах РФ;
- подготовку к изданию учебно-методических, научно-аналитических, инструктивно-методических, справочно-информационных и иных материалов по вопросам образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, а также освещению в СМИ основных результатов деятельности.
Сотрудники Лаборатории
Радионова Ольга Радиславовна – заведующий
Марич Екатерина Михайловна – заместитель заведующего
Авалуева Наталья Борисовна – старший научный сотрудник
Кожевникова Виктория Витальевна – старший научный сотрудник
Пескишева Татьяна Алексеевна - старший научный сотрудник