Лаборатория филологического общего образования
Руководитель: |
Добротина Ирина Нургаиновна
|
Должность: |
заведующая лабораторией
|
Email: | |
Местоположение: |
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16, кабинет 204
|
Адрес сайта: | |
Электронная почта: | |
Положение о структурном подразделении: |
|
Основными направлениями исследований являются:
в условиях изменившейся социокультурной реальности XXI века и начавшейся в связи с этим модернизации российского образования направления научных исследований лаборатории связаны с разработкой фундаментальных проблем теории и методики языкового (русский язык, родные языки, иностранные языки) и литературного (русская литература, родные литературы) образования. На основе изучения истории и методики современного социокультурного контекста школьного образования в лаборатории обоснованы основные направления модернизации содержания филологического образования в школе: обновление целей обучения учебным предметам филологического цикла; усиление их метапредметного статуса в современной системе школьного образования; реализация культурной интеграции школьников в современный поликультурный, полиязычный российский социум и в мировое культурное и информационное пространство. С этих позиций разработаны основные концептуальные подходы к формированию содержания и структуры учебных предметов филологического цикла, современные методики и технологии обучения.
С учётом социокультурных потребностей современного российского общества обоснована необходимость корректировки содержания языкового образования в контексте особенностей социокультурной и языковой ситуации, сложившейся в современной России; определены цели языкового образования, разработаны концептуальные подходы к проектированию содержания языкового образования в целом и применительно к учебным предметам «Русский язык», «Родной язык» и «Иностранный язык» с позиций личностно ориентированного, компетентностного, когнитивно-коммуникативного, культурологического (социокультурного) подходов обоснованы структура и содержание обучения учебным предметам языкового цикла.
Проведено системное исследование нового содержания общего среднего литературного образования в современном российском социуме; определены цели, задачи и структура содержания литературного образования. Разработаны направления обновления содержания литературного образования: модернизация литературного образования в новой информационной среде; самостоятельное чтение учащихся как составная часть литературного образования; уточнение понятийного аппарата учебного предмета «Литература» и «Родная литература» в современной школе. Научно-методические труды сотрудников открыли дорогу в современные программы по литературе новым именам.
Сотрудники лаборатории филологического общего образования – авторы федеральных рабочих программ (размещены на сайте https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/), методических пособий и рекомендаций.
Сотрудники лаборатории участвовали в разработке федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования; федеральных программ по русскому языку, литературе и иностранным языкам, родному (русскому) языку и родной (русской) литературе.
Лаборатория организует и проводит Всероссийские научно-практические конференции, продолжая работу научной школы Николая Максимовича Шанского, основателя русской линвгодидактики. Темами обсуждения на конференции становятся проблемы описания русского языка в учебных целях; преподавание учебных предметов «Русский язык» и «Родной язык» с учётом специфики современной языковой ситуации в системе основного общего и среднего общего образования в регионах Российской Федерации; теория и методология проектирования школьных учебников русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования; проблемы подготовки и профессиональной поддержки учителей русского языка и литературы, родных языков в решении вопросов, связанных с реализацией примерных образовательных программ; филологический анализ текста в школе и вузе: проблемы и пути их решения; методы, приёмы, технологии обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационно-образовательной среды; вклад учебных предметов «Русский язык» и «Литература», «Родной язык» и «Родная литература» в формирование читательской грамотности.
Конференции, приуроченные к юбилею известного ученого-методиста Меджи Валентиновны Черкезовой, с именем которой связано развитие методики преподавания русской литературы в национальной школе. Темами обсуждения на конференции становятся стратегические направления обновления филологического образования в полиэтнической российской школе; пути обновления образования в полиэтнической школе, в том числе в контексте медиапространства; вопросы воспитания ценностного отношения к русской и родной литературам как неотъемлемой части культуры народа; подготовка педагогических кадров как важнейший аспект обновления школьного филологического образования в XXI веке.
Среди сотрудников лаборатории члены Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по русскому языку, группы разработчиков материалов для итогового сочинения, члены жюри заключительного этапа и ЦПМК по разработке заданий для Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку.
Осуществляя высокую просветительскую миссию, сотрудники лаборатории регулярно выступают с рассказами о своей научной деятельности в отечественных медиа.
В 2023 году проведены три всероссийских форума:
-
май 2023 г – Форум учителей русского языка и литературы (г.Саранск);
-
октябрь 2023 г – Форум молодых преподавателей родных языков и родных литератур Северо-западного федерального округа (г.Санкт-Петербург);
-
октябрь 2023 г – Форум молодых преподавателей родных языков и родных литератур Приволжского федерального округа (г.Саранск).
Методические идеи модернизации филологического образования воплотились в разработанных сотрудниками лаборатории учебниках и учебных пособиях, вошедших в практику преподавания российских школ:
Александрова О.М. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Учебники для общеобразовательных учреждений/Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Заговорская и др.- М.: Просвещение.
Александрова О.М. Русский язык. 8, 9 класс: учебники для общеобразоват. организаций/ Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.; науч. ред. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение.
Русский родной язык. 5, 6, 7, 8, 9 классы / Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И., Вербицкая Л.А., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П. М.: Просвещение.
Родная русская литература. 5, 6, 7, 8, 9 классы / Александрова О.М., Аристова М. А., Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф. М.: Просвещение, 2021.
Родная русская литература: 10 класс: базовый уровень: учебное пособие/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н.В.Беляева и др. — Москва: Просвещение, 2023.
Родная русская литература: 11 класс: базовый уровень: учебное пособие/ О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева и др. — Москва: Просвещение, 2023.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева и др.; под ред. Г.С.Ковалёвой, Е.Л.Рутковской. - М.: Спб., Просвещение, 2014. + электр. опт. диск (CD - ROM). - (ФГОС: оценка образовательных достижений).
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением) / Г.С.Ковалёва, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, М.Ю.Демидова, Л.Ф.Иванова, Л.О.Рослова, Е.Л.Рутковская, Л.А.Рябинина, Т.Ю.Чабан.; под ред. Г.С.Ковалёвой , Е.Л.Рутковской. -М.: Спб., Просвещение, 2014. + 1 электрон. опт. диск (CD -ROM). - (ФГОС: оценка образовательных достижений).
Добротина И.Н. Современные модели уроков русского языка в 5-9-ом классах : пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС) /И.Г. Добротина. - М.: Просвещение, 2014.
Добротина Ирина Нургаиновна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : заведующий лабораторией филологического общего образования
- Контактный телефон: +7(495)625-34-84
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Александрова Ольга Макаровна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : заместитель заведующего лабораторией
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Аристова Мария Александровна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Адрес электронной почты: aristova@instrao.ru
Васильевых Ирина Павловна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Гостева Юлия Николаевна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Критарова Жанна Николаевна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Адрес электронной почты: kritarova@rambler.ru
Богверадзе Маргарита Олеговна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : научный сотрудник
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Хорькова Лидия Юрьевна
Лаборатория филологического общего образования
- Должность : аналитик
- Адрес электронной почты: filolog@instrao.ru
Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 100 публикаций. Основные из них:
1. Актуальные проблемы содержания школьного курса родного языка. Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Ускова И. В. / Учитель для будущего : язык, культура, личность (к 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева) : коллективная монография / отв. ред. В. Д. Янченко ; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. Москва : МПГУ, 2018. 484 с.
2. Александрова О.М. Лингводидактические идеи Н.М.Шанского и их воплощение в школьном курсе русского языка // Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения): сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.Н. Добротиной. Москва: Изд. Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022
3. Александрова О.М., Добротина И.Н., Дудова Л.В. Примерные основные образовательные программы по родным языкам и родным литературам народов России: дидактические сюжеты / Родные языки народов России в системе образования: современное состояние и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 223-227.
4. Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 890-902.
5. Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Шамчикова В.М. Научно-методическое сопровождение Концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 84-98.
6. Добротина И.Н., Гостева Ю.Н. Вопросы обновления содержания и технологий обучения в контексте реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации // Литература в школе. 2021. № 1. С. 121-128.
7. Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметная область «Родной язык и родная литература» в средней общеобразовательной школе: подходы к составлению рабочих программ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 4 (85). С. 65-78.
8. Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Шамчикова В.М. Чтение школьников сегодня и завтра: мониторинг современных программ по литературе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 3 (76). С. 7-19.
9. Интеграция содержания предметов «Литература» и «История» с деятельностью школьных театров. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методические рекомендации / [Ж.Н. Критарова, Л.Ю. Хорькова, О.Н. Шапарина, М.Д. Трушина] / Под ред. И.Н. Добротиной. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 80 с.
10. Литература (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя / [М.А. Аристова, Ж.Н. Критарова, В.М. Шамчикова]; под ред. М.А. Аристовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 107 с. ISBN 978-5-6049296-5-0
11. Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Аристова М. А., Беляева Н. В., Критарова Ж. Н.; под ред. М. А. Аристовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 167 с. ISBN 978-5-6049068-0-4
12. Научная школа русской лингводидактики Н.М.Шанского: история и современность(к 100-летию со дня рождения): сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22 ноября2 022 г. / под ред. И.Н. Добротиной.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 383с.
13. Работа с текстом на уроке русского языка : Пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС / О. М. Александрова, И. Н. Добротина, Ю. Н. Гостева, И. П. Васильевых, И. В. Ускова. М. : Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
14. Рабочая программа по русскому языку для основной школы: основные лингводидактические подходы к отбору содержания. Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. / Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 44-51.
15. Родная литература (русская). Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М. А. Аристова, Н. В. Беляева, Ж. Н. Критарова; под ред. Ж. Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 164 с. ISBN 978-5-6049067-5-0
16. Сборник диагностических заданий для проверки предметных результатов обучения учащихся основной школы. Амбарцумова Э.М., Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Беляева Н.В., Аристова М.А., Рослова Л.О., Виноградова Н.Ф., Романова М.Ю. Москва, 2022. 72 с.
17. Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык» : методические рекомендации / [О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 69 с.
18. Языковое и литературное образование в современной полиэтнической школе: пути обновления в XXIвеке: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции к 85-летию профессора Меджи Валентиновны Черкезовой. Москва, 19 октября 2022 г. / под ред.Ж.Н. Критаровой.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 283 с.
Лаборатория филологического общего образования - одно из старейших научных подразделений Института - создан в 1995 году. Непосредственными предшественниками лаборатории, заложившими основу, традиции российского школьного филологического образования, были лаборатории обучения русскому языку и литературе, являвшиеся неотъемлемой составной частью Института содержания и методов обучения на всём протяжении его деятельности, и Институт преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР. В разные годы здесь работали известнейшие российские учёные: В.А. Добромыслов, Н.М. Шанский, Н.З. Бакеева, К.В.Мальцева, А.В. Текучёв, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская, Е.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Г.И. Беленький, И.В. Рахманов, В.Д. Аракин, А.А. Миролюбов, И.Л. Бим, Е.С. Полат, М.В. Черкезова, А.И. Власенков, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др. Научные исследования, проводившиеся сотрудниками подразделений, вошедших в состав лаборатории общего филологического образования, определили развитие методики преподавания русского языка, литературы и иностранных языков второй половины прошлого - начала нынешнего века.
Научная школа
Активно развивается Научная школа Н.М. Шанского (Руководитель: Александрова Ольга Макаровна).