1. Научная деятельность
  2. Научные подразделения
  3. Лаборатория информатики и информатизации образования

Лаборатория информатики и информатизации образования

Руководитель:
Роберт Ирэна Веньяминовна
Должность:
заведующая лабораторией
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:

Основными направлениями исследований являются:

  • научно-исследовательская деятельность в рамках государственных заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»;
  • подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области информатики и информатизации образования;
  • популяризация результатов научно-исследовательской деятельности на различных мероприятиях, в том числе конференциях, семинарах, круглых столах и т.д.

Направления исследований

  В рамках выполнения государственных заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» в лаборатории проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования по следующим направлениям:

  1. Выявление и обоснование стратегических ориентиров развития образования в связи с реализацией в образовательной практике результатов достижений научно-технического прогресса современного общества цифровой трансформации.
  2. Научно-педагогическое обеспечение функционирования цифровой информационно-образовательной среды в условиях безопасности личности и сохранения здоровья субъектов образовательного процесса.
  3. Психолого-педагогические, социо-культурные и медицинские предпосылки разработки организационно-методических мер по предотвращению возможных негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.
  4. Теоретико-методические основания совершенствования экспертизы педагогико-эргономического качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий (электронный (цифровой) образовательный ресурс; информационные системы образовательного назначения; программно-аппаратные и информационные комплексы виртуальных лабораторных работ; информационно-методическое обеспечение технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную и неконтактного информационного взаимодействия и пр.).
  5. Теоретико-методологические основания функционирования информационно-образовательного пространства образовательной организации при обеспечении безопасности личности и сохранении здоровья субъектов образовательного процесса.
  6. Научно-методическое обеспечение подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, преподавательских и управленческих кадров в области информатики и информатизации образования.

Основные научные достижения лаборатории:

 Роберт Ирэной Веньяминовной создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Результаты научно-исследовательской и учебно-методической деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 380- ти научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, WOS, ERIH, ВАК), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Димова Алла Львовна

Димова Алла Львовна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник.
  • Адрес электронной почты: aldimova@mail.ru
Димова Алла Львовна Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник. aldimova@mail.ru Array Array
Роберт Ирэна Веньяминовна

Роберт Ирэна Веньяминовна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : заведующая лабораторией информатики и информатизации образования
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: rena_robert@mail.ru
Роберт Ирэна Веньяминовна заведующая лабораторией информатики и информатизации образования +7(495)621-33-74 rena_robert@mail.ru Array Array преподаватель Array Array преподаватель преподаватель
Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Шихнабиева Тамара Шихгасановна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: shetoma@mail.ru
Шихнабиева Тамара Шихгасановна ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 shetoma@mail.ru Array Array 32 года
Новикова Галина Павловна

Новикова Галина Павловна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(916)396–70–35
  • Адрес электронной почты: nochuirot@rambler.ru
Новикова Галина Павловна ведущий научный сотрудник +7(916)396–70–35 nochuirot@rambler.ru Array Array
Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
Мухаметзянов Искандар Шамилевич ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 Array Array преподаватель Array Array преподаватель преподаватель 38 лет
Козлов Олег Александрович

Козлов Олег Александрович

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: ole-kozlov@yandex.ru
Козлов Олег Александрович ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 ole-kozlov@yandex.ru Array «математик», специализация «прикладная информатика». Array «математик», специализация «прикладная информатика». «математик», специализация «прикладная информатика». 45 лет
Бычков Анатолий Васильевич

Бычков Анатолий Васильевич

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : ведущий научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: planabv@yandex.ru
Бычков Анатолий Васильевич ведущий научный сотрудник +7(495)621-33-74 planabv@yandex.ru Array учитель рисования и черчения, учитель информатики. Array Array учитель рисования и черчения, учитель информатики. учитель рисования и черчения, учитель информатики. 43 года (научно-педагогической работы)
Касторнова Василина Анатольевна

Касторнова Василина Анатольевна

Лаборатория информатики и информатизации образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Контактный телефон: +7(495)621-33-74
  • Адрес электронной почты: kastornova_vasya@mail.ru
Касторнова Василина Анатольевна старший научный сотрудник +7(495)621-33-74 kastornova_vasya@mail.ru Array Array учитель математики и информатики Array Array учитель математики и информатики учитель математики и информатики
Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 150 публикаций. Основные из них:

  1. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2022. Т. 86. № 1. С. 40-50.
  2. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  3. Роберт И.В. Развитие аксиологии образования периода цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. Т. 2. № 12 (156). С. 9-14.
  4. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития //  Инновации. 2021. № 16. С. 1143.
  5. Роберт И.В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 16-40.
  6. Роберт И.В. Развитие образования в условиях цифровой парадигмы в контексте аксиологического подхода // Мир психологии. 2021. № 1-2 (105). С. 89-103.
  7. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184-198.
  8. Роберт И.В. Стратегические направления развития образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2020. № S12-1. С. 41-56.
  9. Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. – 2020 – № 2. – С. 89-113
  10. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. – 2020 – № 3 (47). – С. 3-16.
  11. Роберт И.В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий. // Педагогическая информатика. – 2020 – № 3. – С. 141-159.
  12. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. – 2019 – № 1. – С. 108-121.
  13. Роберт И.В. Методология научно-педагогического исследования в области информатизации образования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 109-130.
  14. Роберт И.В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно образовательного пространства // Мир психологии. – 2019. – № 2 (98). – С. 110-120.
  15. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. – 2019. – № 3. – С. 16-26.
  16. Роберт И.В. Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса // Информатизация образования и науки. – 2019. – № 3 (43). – С. 119-127.
  17. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А. Актуализация содержания предметной области "Информатика" основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3 (37). – С. 58-72.
  18. Роберт И.В. Конвергентное образование: истоки и перспективы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 2 (32). – С. 64-76.
  19. Роберт И.В. Методология педагогического исследования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3 (33). – С. 85-98.
  20. Роберт И.В. Формирование информационной безопасности личности обучающегося в условиях интеллектуализации его деятельности // Педагогическая информатика. – 2017. – № 2. – С. 42-59.
  21. Козлов О.А., Барышева И.В. Программирование: область информатики или самостоятельный школьный предме // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 3 (45). С. 12-14.
  22. Козлов О.А., Новикова И.В., Мацуй Н.В., Положенцева И.В. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 4. С. 15-20.
  23. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Реализации компетенций педагогических кадров в области смешанного обучения в условиях цифровой трансформации образования с помощью интеллектуализации ЭОР на основе создания адаптивных алгоритмов // Педагогическая информатика. 2022. № 3. С. 139-147.
  24. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш.,Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  25. Захаров Ф.А., Козлов О.А., Руденков Н.А., Смирнова Е.В. Изучение технологий компьютерных сетей в школьном курсе "Информатика": проблемы и предложения // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 11-23.
  26. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Развитие цифровой трансформации образования: проблемы и пути решения // Информатизация образования и науки. 2021. № 1 (49). С. 3-10.
  27. Еськина О.А., Козлов О.А., Романенко Ю.А., Суворова Л.С. Психолого-педагогические приемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов технического вуза в условиях цифровой трансформации образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 5. С. 80-83.
  28. Колоскова Г.А., Козлов О.А., Колосков Р.Ю. Применение современных технологий при подготовке будущих инженеров в условиях цифровой трансформации образования // Педагогическая информатика. 2020. № 4. С. 135-147.
  29. Козлов, О.А. Изменение роли и объема самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного изучения программирования [Текст] / О.А. Козлов, И.В. Барышева // Педагогическая информатика. 2020. №4. С. 53-58.
  30. Козлов, О.А. К вопросу оценки качества преподавания в вузе в условиях цифровой трансформации образования [Текст] / В.Н. Ершов, Н.В. Ершов, О.А. Козлов, Ю.Ф. Михайлов. // Наука о человеке. 2020. № 42-4. С. 76-82.
  31. Касторнова В.А. К вопросу о внедрении технологий искусственного интеллекта в школьное // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 18-29.
  32. Роберт И.В., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Козлов О.А., Поляков В.П., Мухаметзянов И.Ш. Международный опыт применения цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 75-92.
  33. Касторнова, В.А. Рекомендации по использованию цифровых технологий учебных заведений Франции в отечественном дистанционном образовании // Педагогическая информатика. – 2021.  – № 3. – С. 13-24.
  34. Касторнова В.А. Использование цифровых образовательных технологий в школах Франции // Педагогическая информатика. – 2021. – № 1. – С. 34-46.
  35. Касторнова В.А. Анализ опыта Франции в области использования цифровых технологий в деятельности образовательных организаций в условиях дистанционного обучения // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 208-222.
  36. Касторнова В.А. Гибридное обучение и его активное проникновение в школьное образование Франции // Педагогическая информатика. – 2020. – № 4. – С. 41-52.
  37. Роберт И.В., Козлов О.А., Мухаметзянов И.Ш., Поляков В.П., Шихнабиева Т.Ш., Касторнова В.А., Актуализация содержания предметной области «информатика» основной школы в условиях научно-технического прогресса периода цифровых технологий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 3(37). – С.58-71.
  38. Касторнова В.А. Сравнительная характеристика процедурных и логических языков программирования // Педагогическая информатика. – 2019. – № 3. – С. 77-85.
  39. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Информационное моделирование на основе интеллектуальных систем как инструмент систематизации знаний в предметной области «Информатика» // Вестник ЧГУ. – 2019. – № 1(88). – С.175-187.
  40. Касторнова В.А. Методические особенности использования интеллектуальных программных средств для систематизации и контроля знаний // Педагогическая информатика. – 2019. – № 1. – С.92-102.
  41. Касторнова В.А. Системы искусственного интеллекта как технологическая основа решения неформализованных задач в информационно-образовательном пространстве предметной области «Информатика» // Педагогическая информатика. – 2018. – № 4. – С.47-58.
  42. Касторнова В.А., Касторнов А.Ф. Становление преподавания предметной области «Информатика» в системе образования г. Череповца Вологодской области // Педагогическая информатика. – 2018. – № 3. – С.51-59.
  43. Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство предметной области и научно-методические условия его организации и функционирования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 3(33). – С.137-144.
  44. Касторнова В.А. Технология использования программных сред информационно-образовательного пространства предметной области «Информатика» в осуществлении контроля знаний // Управление образованием. – 2018. – № 3. – С.33-49.
  45. Касторнова В.А. Научно-методические условия организации информационно-образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 4(65). – C.174-176.


Научная школа и ведущие ученые лаборатории.
Научная школа И.В. Роберт.

 Роберт Ирэна Веньяминовна – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования. 
 Роберт Ирэной Веньяминовной создана научная школа «Информатизация образования», коллектив которой начал свою деятельность в Лаборатории информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР (созданной в 1984 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы), продолжил свою научную деятельность в ФГБНУ «Институт информатизации образования РАО», а в настоящее время – в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 
 Результаты научно-исследовательской и учебно-методической деятельности И.В. Роберт в области методологии, теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе, применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в общем среднем, профессиональном педагогическом, техническом, гуманитарном образовании отражены более чем в 400 научных публикациях (в том числе за рубежом). Роберт И.В. является автором монографий, концепций, учебно-методических пособий для студентов педвузов и учителей, научных статей по проблемам обучения информатике, информатизации образования, по подготовке педагогических кадров среднего и высшего профессионального образования (в том числе, ВАК, WOS, ERIH и др.), а также электронных изданий учебного назначения, патентов на изобретение. На основе разработанных ею научно-методических подходов, а также методологии педагогических исследований осуществляется подготовка учителей, студентов, аспирантов и докторантов.

Подробнее о научной школе: http://robert-school.ru/