1. Научная деятельность
  2. Научные подразделения
  3. Лаборатория естественно-научного образования

Лаборатория естественно-научного образования

Руководитель:
Паршутина Людмила Александровна
Должность:
заведующая лабораторией
Телефон:
Email:
Местоположение:
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16
Адрес сайта:
Электронная почта:
Положение о структурном подразделении:

Основными направлениями исследований являются:

в настоящее время в лаборатории ведутся основные фундаментальные и прикладные исследования, выполняемые сотрудниками лаборатории, в соответствии с Государственным заданием по следующим направлениям:

  • обновление содержания общего образования (разработка ФОП ООО и СОО, ФРП ООО и СОО, методических пособий и рекомендаций, интерактивных кейсов и методических семинаров для учителей и др.);
  • разработка программ внеурочной деятельность в профильном обучении;
  • организационно-методическое обеспечение и координация деятельности субъектов Российской Федерации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (в части естественнонаучной грамотности);
  • научно-методическое обеспечение реализации технологического (инженерного) профиля обучения на уровне среднего общего образования.

Основные научные достижения лаборатории:

партнеры:
  • Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ);
  • Раменский департамент образования и Раменский дом учителя;
  • Издательство «Просвещение»;
  • Физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • Институт математики и информатики Московского педагогического государственного университета.
 Экспериментальные площадки:

  • МОУ СОШ №29, г. Подольск, Московская обл.;
  • МОУ Удельнинская гимназия, Московская обл.;
  • Гимназия г. Раменское, Московская обл.;
  • Школа РАО «Горки», Московская обл.;
  • МОУ СОШ №16, г. Киров.
Паршутина Людмила Александровна

Паршутина Людмила Александровна

Лаборатория естественно-научного образования

  • Должность : заведующий лабораторией профильного образования
  • Контактный телефон: +7(985)640-85-92
  • Адрес электронной почты: parshutinala@mail.ru
Паршутина Людмила Александровна заведующий лабораторией профильного образования +7(985)640-85-92 parshutinala@mail.ru Array 33 года
Заграничная Надежда Анатольевна

Заграничная Надежда Анатольевна

Лаборатория естественно-научного образования

  • Должность : старший научный сотрудник
  • Адрес электронной почты: zagranichnaya@instrao.ru
Заграничная Надежда Анатольевна старший научный сотрудник zagranichnaya@instrao.ru Array 46 лет

Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 100 публикаций. Основные из них:

учебники:

  1. Естествознание. Биология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования // М. Изд-во: «Академия», 2022.- 352 с.
  2. Методические пособия
  3. Естествознание. Биология. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. -М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 131 с.
  4. Естествознание. Биология. Методическое пособие для учителя: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 124 с.
  5. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов: Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2016. – 120 с.
  6. Дидактические средства обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 156 с.
  7. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы. Монография. - Издательский дом: «LAPLAMBERTAcademicPublishing», 2012. – 180 с. (11 п.л.).

Диссертация:

       8. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт стратегии развития образования РАО. Москва, 2005

Научные статьи

      9. Методические рекомендации по организации и проведению биологического эксперимента при обучении биологии в средней школе/ Современное педагогическое образование, 2021, №8.
     10. Система домашних заданий и упражнений как средство формирования исследовательских умений при обучении биологии // Современное педагогическое образование, 2020, № 7, С. 138-144.
      11.  Реализация требований ФГОС к предметным и метапредметным образовательным результатам через учебно-исследовательскую деятельность в процессе изучения биологии/ В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 371 – 374.
       12.  Научный метод познания на уроках биологии как качественно новый инструмент организации деятельности учеников на уроках/Современное педагогическое образование, 2019, № 8, С.98-103.
       13.  Наблюдение – как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии) //Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 25-32.
        14.  Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании/ Педагогика. 2018. № 9. С. 47-51.
         15.  Развитие научного метода познания в обучении биологии: история и современность//Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 17-24.
         16.  Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегральный подход//Школьные технологии. 2017, №1, С. 20-26.

 Лаборатория профильного образования создана в 2022 г. в составе Института стратегии развития образования и в основном объединила в себе сотрудников лабораторий дидактики физики, дидактики химии и дидактики биологии прежнего Института содержания и методов образования РАО.
 В составе лаборатории работают специалисты: методисты по физике, химии, биологии, информатике. В лаборатории продолжаются исследования, которые были начаты ранее в предметной лаборатории, но вместе с тем возникла и новая проблематика, связанная с междисциплинарными связями, вопросами функциональной (естественно-научной) грамотности, проблемами технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования, объединяющая все естественно-научные предметы и информатику.