Лаборатория естественно-научного образования
Руководитель: |
Паршутина Людмила Александровна
|
Должность: |
заведующая лабораторией
|
Телефон: | |
Email: | |
Местоположение: |
101000, ЦФО, Москва, улица Жуковского, дом 16
|
Адрес сайта: | |
Электронная почта: | |
Положение о структурном подразделении: |
|
Основными направлениями исследований являются:
в настоящее время в лаборатории ведутся основные фундаментальные и прикладные исследования, выполняемые сотрудниками лаборатории, в соответствии с Государственным заданием по следующим направлениям:
- обновление содержания общего образования (разработка ФОП ООО и СОО, ФРП ООО и СОО, методических пособий и рекомендаций, интерактивных кейсов и методических семинаров для учителей и др.);
- разработка программ внеурочной деятельность в профильном обучении;
- организационно-методическое обеспечение и координация деятельности субъектов Российской Федерации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (в части естественнонаучной грамотности);
- научно-методическое обеспечение реализации технологического (инженерного) профиля обучения на уровне среднего общего образования.
Основные научные достижения лаборатории:
партнеры:- Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ);
- Раменский департамент образования и Раменский дом учителя;
- Издательство «Просвещение»;
- Физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова;
- Институт математики и информатики Московского педагогического государственного университета.
- МОУ СОШ №29, г. Подольск, Московская обл.;
- МОУ Удельнинская гимназия, Московская обл.;
- Гимназия г. Раменское, Московская обл.;
- Школа РАО «Горки», Московская обл.;
- МОУ СОШ №16, г. Киров.
Паршутина Людмила Александровна
Лаборатория естественно-научного образования
- Должность : заведующий лабораторией профильного образования
- Контактный телефон: +7(985)640-85-92
- Адрес электронной почты: parshutinala@mail.ru
Заграничная Надежда Анатольевна
Лаборатория естественно-научного образования
- Должность : старший научный сотрудник
- Адрес электронной почты: zagranichnaya@instrao.ru
Сотрудниками лаборатории за последние 5 лет подготовлено более 100 публикаций. Основные из них:
учебники:
- Естествознание. Биология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования // М. Изд-во: «Академия», 2022.- 352 с.
- Методические пособия
- Естествознание. Биология. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. -М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 131 с.
- Естествознание. Биология. Методическое пособие для учителя: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л. А. Паршутина. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 124 с.
- Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов: Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2016. – 120 с.
- Дидактические средства обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. Научно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 156 с.
- Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы. Монография. - Издательский дом: «LAPLAMBERTAcademicPublishing», 2012. – 180 с. (11 п.л.).
Диссертация:
8. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт стратегии развития образования РАО. Москва, 2005
Научные статьи
9. Методические рекомендации по организации и проведению биологического эксперимента при обучении биологии в средней школе/ Современное педагогическое образование, 2021, №8.
10. Система домашних заданий и упражнений как средство формирования исследовательских умений при обучении биологии // Современное педагогическое образование, 2020, № 7, С. 138-144.
11. Реализация требований ФГОС к предметным и метапредметным образовательным результатам через учебно-исследовательскую деятельность в процессе изучения биологии/ В сборнике: Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2019. С. 371 – 374.
12. Научный метод познания на уроках биологии как качественно новый инструмент организации деятельности учеников на уроках/Современное педагогическое образование, 2019, № 8, С.98-103.
13. Наблюдение – как один из приемов формирования научного метода познания в преподавании естественнонаучных предметов (биологии и химии) //Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 25-32.
14. Интеграция содержания и методов преподавания естественнонаучных предметов в школьном образовании/ Педагогика. 2018. № 9. С. 47-51.
15. Развитие научного метода познания в обучении биологии: история и современность//Современное педагогическое образование. 2018. № 2. С. 17-24.
16. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегральный подход//Школьные технологии. 2017, №1, С. 20-26.
Лаборатория профильного образования создана в 2022 г. в составе Института стратегии развития образования и в основном объединила в себе сотрудников лабораторий дидактики физики, дидактики химии и дидактики биологии прежнего Института содержания и методов образования РАО.
В составе лаборатории работают специалисты: методисты по физике, химии, биологии, информатике. В лаборатории продолжаются исследования, которые были начаты ранее в предметной лаборатории, но вместе с тем возникла и новая проблематика, связанная с междисциплинарными связями, вопросами функциональной (естественно-научной) грамотности, проблемами технологической (инженерной) направленности на уровне среднего общего образования, объединяющая все естественно-научные предметы и информатику.