НАУЧНАЯ ШКОЛА В.В.СЕРИКОВА «ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Руководитель и основатель научной школы - Владислав Владиславович Сериков, доктор педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
1. Характеристика научной школы
Научная школа основана в конце 80-х годов прошлого века. Основное направление – проектирование личностно-развивающих педагогических систем, включение личностного опыта в структуру содержания образования, разработка личностно-развивающих педагогических технологий. Современные проблемы, решаемые в рамках школы – выявление условий развития личности в меняющейся социальной среде, в различных сферах и видах деятельности, в первую очередь, в учебном процессе; исследование природы личностного опыта как специфического содержания личностно-ориентированного образования; разработка моделей личностно-развивающих ситуаций, проектирование и апробация технологий их создания на материале различных предметных областей и видов деятельности обучающихся; разработка критериальной базы для оценки эффективности личностно-развивающего образования.
2. Основные идеи Научной школы
В.В. Сериков и его ученики впервые поставили вопрос о специфическом содержании личностно-развивающего образования. Таковым, как они показали, должен быть особый вид культурного опыта – личностный опыт, опыт быть личностью, то есть занимать определенную жизненную позицию, выявлять смысл своих поступков и жизни вообще, выступать субъектом социальной деятельности, проявлять способность к волевой саморегуляции и др.
Становление личностной сферы возможно при наличии специфических условий ее развития - личностно-развивающей среды, требующей осуществления воспитанниками специфических личностных функций – избирательности, рефлексии, смыслоопределения, саморегуляции; включения воспитанников в решение задач, позволяющих проявить личностную позицию; переживание жизненно значимых событий, стимулирующих появление новых жизненных смыслов. Педагогическими инструментами создания таких ситуаций выступают специально разработанные техники диалога, вхождения в контекст жизненных смыслов воспитанника, актуализация личностно значимых событий, стимулирование самопреодоления (поступка), поддержка ориентации на социальную значимость жизнетворчества. Личностный опыт (опыт реализации себя как личности) является специфическим элементом содержания образования, и в исследовании представлены принципы его отбора с учетом возрастных закономерностей генезиса личности, а применительно к профессиональному образованию с учетом выполнения различных профессиональных функций. Как и всякое содержание образования, личностный опыт нуждается в процессуально-методическом обеспечении. Его варианты разработаны в трудах представителей школы.
3. Ученики научной школы
Педагогическое обеспечение личностного развития школьника и студента продуктивно исследуется в работах учеников В.В. Серикова. Первым из них был Александр Николаевич Кузибецкий, в кандидатской диссертации которого была представлена модель изучения передового опыта личностно-развивающего образования.
А.Н. Кузибецкий, защитивший первую кандидатскую диссертацию в рамках Научной школы, 1990 г.
Как показало исследование Анны Владимировны Зеленцовой в 1995 году, в основе личностного развития лежит не абстрактное познание, а переживание ребенком естественно возникающих и специально создаваемых ситуаций-событий.
А. В. Зеленцова
Е.М.Сафронова
Позднее, в докторской диссертации Елены Михайловны Сафроновой, 2005 г., эта идея трансформируется в представление о ситуационно-событийном механизме развития личности.
В дальнейших исследованиях было показано, что личностно-развивающая ситуация создается как определенный тип образовательной среды (А.И. Артюхина, докторская диссертация, 2007; Н.В. Ходякова, докторская диссертация, 2013).
А.И. Артюхина
Н.В. Ходякова
Идею о том, что личностное развитие ученика начальной школы связано с переходом от совместности к автономности в учебной деятельности доказал В.В. Зайцев в докторской диссертации, 1999 год. Ныне он - проректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
В.В. Зайцев
Концепция личностно-развивающего образования открывает новый подход к гуманитаризации образовательного процесса. Этому посвящена докторская С.В. Беловой, 2006, в которой она пишет: «Гуманитарное образование направлено на формирование не универсального знания о независящих от субъекта свойствах мира, а индивидуального смысла знаний и понимание своего способа познания».
С.В. Белова
Гуманитарная концепция развивается в кандидатской работе учителя литературы М.С. Бейтугановой (2010). «Воспитанники становились в позицию субъектов тех нравственных выборов и решений, которые принимали герои литературных произведений…»
М.М.Бейтуганова
Цикл «гуманитарных» диссертаций продолжила в своей кандидатской работой К.А. Габеева
К.А.Габеева
Большой интерес представляет применение личностно-развивающего подхода в естественнонаучном образовании. Этому посвящены докторские диссертации В.И. Данильчука (1997) и В.М. Симонова (2003). В.И. Данильчук применил личностно-развивающий подход к методике преподавания физики.
Данильчук Валерий Иванович, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета (1987-2007 г.г.)
А.П.Сильченко
По мнению экспертов, А.П. Сильченко был одним из первых исследователей, показавшим в своей кандидатской диссертации синтез культурологического и личностного подходов на материале преподавания информатики. (2020 г.)
Личностно-ориентированный подход нашел свое применение и в инженерном образовании. «Личностно-гуманитарная экспертиза инженерных решений как лейтмотив подготовки современного инженера» - название докторской диссертации Р.М. Петруневой, проректора Волгоградского технического университета по гуманитарному образованию.
Р.М.Петрунева
Золотарева Н.М.
Советник министра просвещения РФ, Президент Союза директоров ССУЗ России. Ее кандидатская (2000) тоже была связана с применением личностно-развивающего подхода в техническом образовании.
В.В. Сериковым подготовлено 19 докторов и 90 кандидатов наук, работающих ныне в разных городах страны – в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Курске, Москве, Оренбурге, Орле, Санкт-Петербурге, Саратове, Твери, Чебоксарах, Элисте и др.
Момент дискуссии. Выступают ученики В.В. Серикова В.В. Зайцев и Н.В. Ходикова.
4. Основополагающие работы членов научной школы (монографии и учебные пособия)
-
Формирование у учащихся готовности к труду Монография: Москва, Изд. «Педагогика»., 1987., - 14,00 п.л.
-
Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография: Волгоград, Издательство ВГПУ «Перемена», 1994 г. 9,0 п.л.
-
Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии : монография / В.В. Сериков, В.И. Данильчук ; В.М. Симонов ; - Волгоград : Перемена, 2000. – 19,3 п.л.
-
Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. - М. : Логос, 1999, - 272 с., 1000 экз.
-
Развитие личности в образовательном процессе: монография. - - М., Логос, 2012, - 448с.
-
Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография/ Н.К. Сергеев, В.В. Сериков - М., Логос, 2013, - 364 с.
-
Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / авт. коллектив: Е. В. Данильчук, В.В. Сериков и др. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ Перемена, 2015. - 328 с.
-
Непрерывное образование учителя: теории и практика: коллективная монография / Авт. коллектив: Н.М. Борытко, Е.И. Сахарчук Н.К. Сергеев, Сериков В.В.. - Волгоград, Принт, 2016.
-
Педагогическая реальность и педагогическое знание: опыт методологической рефлексии. – М., Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018 – 392 с.
-
Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований: Монография /– Омск: Изд-во ОмГА, 2020. – 192 с.
-
Методология познания педагогического прошлого в контексте исследования актуальных проблем теории и практики современного образования: монография / под редакцией Г. Б. Корнетова; Министерство образования Московской области, Академия социального управления. – Москва : АСОУ, 2021. – 447 с. – (Серия «Историко-педагогическое знание»; вып. 137)
-
Векторы развития контекстного образования: коллективная монография / Отв. ред. Э.П. Комарова, Воронеж, Издат.-полиграф. центр «Научная книга», 2021, - 418 с.
-
Актуальные проблемы методологии педагогических и психологических исследований в образовании : монография / И. В. Роберт, В.В. Сериков, А. В. Торхова, Ю. Б. Дроботенко, Е. В. Лопанова, С. В. Шмачилина-Цибенко, С. М. Андрюшечкин, К. В. Горохов, О. А. Корнилова / Под ред. Е. В. Лопановой. – Омск: Изд-во ОмГА, 2022. – 160 с.
-
Трансформация профессионального образования в контексте вызовов 21-го века: коллективная монография / В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар – Воронеж, Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023, - 210 с.
-
Ценностные основы развития российского образования: теория и практика. Монография/Под ред. В.П. Борисенкова, М.Л. Левицкого.- М., Макс Пресс, 2023, 544 с.
5. Перспективы развития Научной школы
Перспективные исследования в рамках Научной школы связаны с возрастанием роли личностных результатов в структуре современного образования, с поиском ресурсов утверждения в сознании молодежи российских духовных ценностей. Это требует дальнейшего изучения природы и условий личностной самореализации воспитанников, механизмов создания личностно-развивающих ситуаций в образовательном процессе, критериев и инструментария оценки личностных достижений.
В.В.Сериков, лекции на Дальнем востоке